Найти в Дзене

Мудрый суд царя Соломона на перстнях-печатях

Рис. 1. «Суд Соломона». Лилльский Дворец изящных искусств. Жан-Батист Жозеф Викар. Масло
Рис. 1. «Суд Соломона». Лилльский Дворец изящных искусств. Жан-Батист Жозеф Викар. Масло

Этот сюжет находился на пике популярности в XVII — XVIII вв. Мы постараемся систематизировать перстни с данным сюжетом, распределив их по группам, отделам, типам и подтипам.

Из Ветхого Завета: «Мудрость свою Соломон показал, прежде всего, на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «живой ребенок мой, а мертвый твой», говорила каждая. Так спорили они и пред царем. Выслушав их, Соломон приказал: «принесите меч». И принесли меч к царю. Соломон сказал: «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин при этих словах воскликнула: «отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!». Другая же напротив говорила: «рубите, пусть не достанется ни ей, ни мне». То­гда Соломон сказал: «не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его мать». Народ услышал об этом и стал бояться царя, потому что все увидели, какую мудрость дал ему Бог» (3 Цар. 3:28).

Рис. 2. Оттиск слева. Печать стольника и воеводы Дмитрия Ивановича Лихарева
Рис. 2. Оттиск слева. Печать стольника и воеводы Дмитрия Ивановича Лихарева

История о мудром судье и матери, готовой лишиться своего родного ребенка только ради того, чтобы сохранить ему жизнь, распространена в мировом фольклоре. Исследователи на сегодняшний день установили, как минимум, двадцать две параллели библейской истории о суде Соломона.

Неудивительно, что данная притча пришлась по душе простому русскому человеку, всегда готовому пойти на самопожертвование ради своих близких. Именно этот сюжет и получил широчайшее распространение на рабочих поверхностях перстней-печатей, прикладных и шейных печатях конца XVII — первой четверти XVIII вв. Большинство известных на сего­дняшний день экземпляров — мужские перст­ни, что ясно из их размеров.

Рис. 3
Рис. 3

Материал

Материал изготовления разнообразен: серебро, медный и оловянный сплавы. На момент написания статьи известен лишь один экземпляр из золота, предположительно из Украины. К сожалению, фотографии очень низкого качества, поэтому многие специалисты при атрибуции предмета старины настоятельно требуют подходить к делу более ответственно. Самая многочисленная группа представлена перстнями со вставками. Вставки встречаются из стекла или стек­лянной пасты. Цвета: прозрачный белый, синий, зелёный и другие. Перстни и печати с изображением суда царя Соломона были распространены повсеместно на территории Российской Империи образца XVII — XVIII вв.

Рис. 4
Рис. 4

Композиция

Часто многофигурная. Резчики, как и положено, всегда в центре сюжета размещали восседающего на троне царя Соломона и фигуру человека с занесенным мечом в одной руке и с младенцем в другой. Это центральная часть композиции. Далее вокруг этих фигур располагаются остальные действующие лица: женщина, стоящая на коленях и умоляющая царя не убивать ее дитя, немного реже добавляются остальные фигуры, выступающие в роли молчаливых статистов. Качество исполнения сюжетной линии неодинаково. Известны отдельные экземпляры с сильно стилизованными человеческими фигурами. Это объясняется, прежде всего, целевой аудиторией. Сцена суда на перстнях из драгоценных металлов проработана более тщательно.

Рис. 4-1
Рис. 4-1

I группа. Перстни-печати

Группа является самой многочисленной. Печатные перстни выполняли роль не просто украшения, но и своеобразного фирменного знака владельца — автографа. Популярность сюжета оставила свой след и в документальном подтверждении. Например, снимок перстня с данным сюжетом представлен в собрании: «Снимки древнихъ русскихъ печатей государственныхъ, царскихъ, областныхъ, городскихъ, присутственныхъ мъстъ и частныхъ лицъ», 1882 годъ. Выпускъ первый. Датировка приведена крайне неверная — XIV в.

Рис. 5
Рис. 5

Также оттиск с печатного перстня представлен в книге «Сборникъ снимковъ древнихъ печатей, приложенныхъ къ грамотамъ и другимъ юридическимъ актамъ, хранящимся въ московскомъ архивъ министерства юстиции, составленный Директоромъ Архива П.Ивановымъ», 1858 г. Оставленный автограф описан так: «Печ.стольника и воеводы Дмитрiя Ивановича Лихарева подъ владънною памятью 1696 года, данною Теплогорской Богородской пустыни игумену Тимону съ братiею на новоприсадный островокъ съ кустами и съ порослымъ пескомъ, въ Шолской волости; по Устюжскому уъзду за №719».

Рис. 6
Рис. 6

Группу I логично было бы разбить на два отдела, тем самым создавая некое древо для удобства атрибуции. Именно этого порядка мы стараемся придерживаться с Ильдаром Ахметзяновым и Владимиром Беловым на новом профильном сайте Rings.guru.

Отделы I и II: со вставками и без вставок соответственно. Типы отличаются друг от друга формами щитков и подразделяются на подтипы, которые, в свою очередь, отличны составами металлов. Композиции ориентированы вдоль и поперек оси перстней.

Рис. 7
Рис. 7

Отдел I. Со вставками

Типы:

1 тип. Восьмиугольные. Медный сплав со стеклянной вставкой (рис. 3).

2 тип. Овальные. Медный сплав и золото со стек­лянной вставкой (рис. 4 и 4-1).

3 тип. С цветочной розеткой. Медный сплав со стек­лянной вставкой (рис. 5).

Все известные на сегодняшний день экземпляры данного типа выполнены из медного сплава и лишь один из золота. Перстни со вставками из других материалов пока неизвестны, но археология и приборный поиск не стоят на месте, поэтому возможны новые открытия.

Рис. 8
Рис. 8

Отдел II. Без вставок

Типы:

1 тип. Восьмиугольные. Подтипы: серебро, медный сплав, оловянная бронза (рис. 6).

2 тип. Овальные, в том числе близкие к круглым. Подтипы: серебро, медный сплав, оловянная бронза (рис. 7).

3 тип. Кастовые (рис. 8).

4 тип. Эпиграфuческие (рис. 9).

Рис. 9. В нижней (меньшей) части на перстне справа резчик расположил негативную надпись в две строки: МАТЬ ПАДЕ ПРЕ/ДЪ НАЗЕМЬ
Рис. 9. В нижней (меньшей) части на перстне справа резчик расположил негативную надпись в две строки: МАТЬ ПАДЕ ПРЕ/ДЪ НАЗЕМЬ

II группа. Непечатные перстни

Их можно рассматривать исключительно как бижутерию без какого-либо дополнительного функцио­нала. Перстни имеют рельефные выпуклые изображения, соответственно, печатями служить не могут, а являются их переливками с оттисков. Предположительно, в подавляющем большинстве отливались кустарно из оловянного сплава. Известен один сереб­ряный экземпляр. На отделы не разбиваются, имеют несколько типов.

Рис. 10
Рис. 10

Типы:

1 тип. Восьмиугольные (рис. 10).

2 тип. Овальные (рис. 11).

Рис. 11
Рис. 11

Данная статья не имеет возможности охватить весь перстневой материал с данным сюжетом. Все перстни широко представлены в музеях и частных коллекциях. Добавим, что перстни двух групп встречаются как с декорированными обручами, так и без. Объяснение этому может быть простое: изделие для определенной целевой аудитории — города или деревни. Стоит упомянуть об интересном печатном серебряном печатном перстне с инициалами на обруче. Он относится, как мы уже знаем к группе I, отделу II, типу II (рис. 12).

Рис. 12. Серебро. Вес: 4,33 грамма, внутренний диаметр: 20 мм.; размер щитка 16х19 мм.; П(ечать)С(ия) ММ/инициалы владельца)
Рис. 12. Серебро. Вес: 4,33 грамма, внутренний диаметр: 20 мм.; размер щитка 16х19 мм.; П(ечать)С(ия) ММ/инициалы владельца)

Сергей Тулупов

Альманах ДЕНЬГА №1 (31) / 2021