Найти в Дзене
Заметки психолога

И ни слова о деньгах!

Оглавление

Сегодня я обсужу с вами тему, о которой в России с детьми говорить не принято, а надо бы. Это тема денег и финансовой грамотности. Вообще, в нашей стране две табуированные темы, о которых не только с детьми не говорят, а в принципе стараются их избегать. Так уж сложилось исторически. Про вторую я напишу отдельную статью позже(думаю, вы все догадались, что это за тема).

Почему же важно говорить с детьми о деньгах?

Мы живем в обществе, где деньги являются неотъемлемой частью жизни. Практически все товары и услуги имеют свою цену. Конечно, есть люди, которые живут в эко-поселениях и прочих медвежьих углах по заветам предков. Есть люди, которые и в больших городах умудряются не использовать деньги и жить по бартеру. Но большинство из нас пользуется деньгами. И дети наши с большой долей вероятности тоже будут их использовать. Поэтому важно объяснить ребенку, что такое деньги, откуда они берутся и как ими распоряжаться.

Почему родители не говорят с детьми о деньгах?

1. Считают, что ребенок еще слишком мал, чтобы говорить с ним на такие взрослые темы. Ребенок, по мнению некоторых родителей, может быть маленьким для таких разговоров и в 7 и в 15 лет. Так когда же начинать с ребенком беседу о финансах? Начинать, как только ребенок спросит у вас, что же это за бумажки вы дали тетеньке в магазине. Обычно это происходит в возрасте 4-5 лет. Конечно, объяснять это надо в доходчивой для ребенка форме.

2. Имеют негативные установки. «Деньги-это зло», «деньги-это мирское, надо думать о духовном» и прочие подобные установки

3. Считают, что не нужно говорить на эту тему. Ребенок вырастет и сам поймет.

Что же такое финансовая грамотность и как ей обучать?

-2

Финансовая грамотность- знание о том, что такое деньги, как ими правильно распоряжаться, как их получать.

Какой уровень финансовой грамотности должен быть у ребенка в разные годы?

Дошкольный возраст (4-6 лет)

-знать о том, что такое деньги;

-знать о том, что товары и услуги имеют свою цену, понятия «дорого» и «дешево»;

-знать, что такое работа, пенсия, пособие, т.е. источники получения денег.

Младший школьный возраст (7-11 лет)

-уметь считать деньги;

-уметь копить деньги;

-уметь делать покупки по списку;

-уметь планировать карманные деньги

Подростковый возраст (12-17 лет)

-иметь опыт самостоятельного заработка денег;

-ознакомиться с особенностями рынка профессий;

-знать о том, что такое налог и зачем его платить;

-знать базовые понятия экономики;

-знать о том, что такое коммунальные счета и ознакомиться с процессом их оплаты.

Что же дает ребенку освоение уроков финансовой грамотности?

1. Уменьшается вероятность затруднений с денежными вопросами при вступлении в самостоятельную жизнь.

2. Ребенок раньше становится материально самостоятельным.

3. Ребенок учится жить по средствам, без кредитов и долгов.