Найти в Дзене
The Page

Разумный протекционизм. Как защитить украинского производителя

Украинцы часто задаются вопросом: почему они так бедно живут? Причин много, но, поверьте, одна из самых важных – отсутствие политики по поддержке собственного производителя. В большинстве стран мира уже приняли тот факт, что без роста собственной промышленности невозможно увеличить объем валового внутреннего продукта. Индустрия означает рабочие места, налоги и зарплаты. Чем больше у страны объем промышленного производства, тем выше у нее размер ВВП.

В Украине создано целое министерство, нацеленное на возрождение индустрии. Но конкретных шагов, которые могли бы способствовать росту промышленного производства, никто, к сожалению, не делает.

Например, в стране уже несколько лет запрещен импорт сырья, а именно КФК из России. Пролоббировано это решение с подачи предприятия «Карпатсмолы» для того, чтобы якобы помочь этому производителю. Возможно, польза конкретному предприятию на 80 рабочих мест была ощутимой, зато запрет на импорт КФК привел к крайне негативным последствиям для рынка, бюджета и страны в целом.

Но давайте проанализируем ситуацию по порядку.

Прежде всего, зачем нужен КФК? Это сырье, которое активно используется при производстве смол (КФС) для плитной и мебельной промышленности. Смола крайне необходима производителям, которые работают в стране: платят налоги, дают рабочие места и обеспечивают зарплатой граждан страны.

1. С апреля 2019 года сырье для производства смолы — карбамидоформальдегидный концентрат (КФК) — в Украину импортировать нельзя. Запрет был введен с расчетом на то, что предприятие «Карпатсмолы» начнет производить КФК внутри страны и обеспечивать всех, кто в нем заинтересован. Но по факту вышло так, что «Карпатсмолы» не смогли и не захотели выпускать КФК.

Вместо этого предприятие начало продавать продукт переработки КФК – КФС – как товар с высокой добавленной стоимостью. Но эту продукцию способны выпускать и другие производители, если смогут купить КФК.

Последним месяцем поставки КФК из России был апрель 2019 года. С января по апрель 2019 г. «Карпатсмолы» продали в Украине 1 564 тонны КФК (по 391 тонне в месяц). За оставшиеся восемь месяцев (до конца 2019 года) они продали всего 447 тонн (по 56 тонн в месяц). При этом пять из восьми месяцев «Карпатсмолы» не продавали КФК вообще.

Зато КФС за январь — апрель 2019 года было продано 6 585 тонн (1 646 тонн в месяц), а за май — декабрь – 25 168 тонн (3 146 тонн в месяц). Пролоббировав запрет на импорт КФК, «Карпатсмолы» прекратили продажу собственного КФК и тем самым, по сути, остановили других независимых производителей смолы.

Так, «Карпатсмолы» забрали часть доли этих производителей на рынке готовой смолы. Остальное заняли зарубежные поставщики этой продукции. Это видно по цифрам: в 2018 году импорт смолы составлял 49,2 тыс. тонн, а в 2019 году – уже 56,2 тыс. тонн.

Фактически речь идет о сознательной диверсии против украинской отрасли по производству смол. В этих условиях выжили только те производители, которые были частью предприятий по производству древесных плит и которые переориентировались на КФК из Беларуси. Он дороже и недостаточно надежный, но это выгоднее, чем покупать готовую смолу от «Карпатсмолы».

2. Дальше – больше. Поставляя в мизерном количестве КФК, «Карпатсмолы» отправляли его практически только на производство пропиточных смол для производства пленки, а не клеющих смол для производства ДСП, МДФ или фанеры. То есть «Карпатсмолы» не давали КФК для производства КФС, которую хотели поставлять сами.

Нежелание поставлять КФК подтверждается тем, что «Карпатсмолы» сами являются покупателями импортируемого КФК. Просто делают это скрыто, во избежание возможного контроля со стороны МЭРТ, то есть сами не импортируют, а приобретают смолу уже ввезенную другими поставщиками.

Согласитесь, это очень странно: лоббировать запрет импорта из РФ, обещая залить рынок собственным КФК, а на самом деле самому покупать импортный КФК для производства смол.

Так, за июль — декабрь 2020 года «Карпатсмолы» купили 4 280 тонн КФК (713 тонн в месяц), а продали на рынке 2 644 тонны (441 тонн в месяц). То есть купили КФК на 1 636 тонн больше, чем продали. Вот такой «отечественный производитель» КФК, который клянется в огромных резервах производственных мощностей. Так где же эти резервы?

3. У «Карпатсмолы» есть единственный реальный аргумент против импорта КФК из России: страна-агрессор должна быть наказана. Согласны, но это наказание приносит Украине намного меньше пользы, чем вред от остановки собственных производителей смол, проблем производителей древесных плит и мебели, которые не являются агрессорами, а, наоборот, дают тысячи рабочих мест и платят налоги в бюджеты и фонды всех уровней. Но что поражает более всего, так это лицемерие и двойные стандарты. Сырье (а именно КФК) из России завозить нельзя, а вот товары с высокой добавленной стоимостью (например, ДСП, ламинат, МДФ, мебель) – можно. Здесь Россия уже не агрессор! Может, просто некому занести власти денег, чтобы запретить импорт ДСП, ламинированного ДСП, МДФ и мебели?

4. И, наконец, главное: владельцами предприятия «Карпатсмолы» числятся четыре гражданина Эстонии. Все они – представители фирмы по управлению активами. Причем, как пишет эстонская пресса, российскими активами. То есть реальные владельцы — скорее всего, россияне! Если это так, то выходит, что интересы россиян активно лоббируют украинские чиновники. Причем этот лоббизм наносит ущерб украинским стратегическим интересам. Тогда что это, если не длинные щупальца российской агентуры в нашей власти?

Очевидно, что стратегический украинский интерес – использовать Россию как сырьевой придаток, а не быть рынком сбыта для российских товаров с высокой добавленной стоимостью. Пока же Украина делает все наоборот, следовательно, мы поступаем в пользу российских стратегических интересов.

В чем была бы польза для Украины при возобновлении поставок сырья КФК из России?

1. В свое время сырье поставлялось в Украину и стоило дешевле в среднем на 50 евро за тонну (то есть на 15%), чем белорусское, которое сегодня является основным на рынке Украины. Украинские предприятия переплачивают белорусам около 1,5 млн евро в год только по КФК. Таким образом, отечественные производители ДСП, МДФ получат более низкую себестоимость, станут более конкурентоспособными и заплатят больше налогов в бюджет.

2. Сегодня введены импортные пошлины на товары из России. Например, на КФК действует сбор в размере 5% стоимости. Эти деньги сразу же пойдут в бюджет страны.

3. С появлением дешевого сырья возродятся независимые отечественные производители смол, восстановятся рабочие места, вырастет уплата налогов, появится конкуренция на рынке смол и будет вытеснена импортная продукция, которая сейчас преобладает.

4. Но самое важное – мы гарантированно обеспечим рынок сырьем и создадим в этом отношении конкуренцию белорусским поставщикам. Тем более, что сегодня львиную долю поставок обеспечивает единственное белорусское предприятие, от которого теперь, по сути, зависит все производство плитных материалов и мебели в стране. КФК из России могут предлагать сразу три производителя по намного более низкой цене. Диверсификация поставок сырья минимизирует риск дефицита, который имел место в октябре — декабре 2020 года и уже привел к финансовым потерям участников рынка.

Итак, перед нами простой выбор: сделать Россию сырьевым придатком Украины, дав импульс для развития целой отрасли внутри страны, или продолжать ограждать наших производителей от дешевого сырья по совершенно необъяснимым причинам в пользу одного-единственного предприятия с российскими же корнями.

Думаю, что делать – очевидно. Вот только примет ли Минэкономики правильное решение? Это вопрос, от ответа на который зависят рабочие места, налоги и благополучие тысяч людей.

Источник