Те, кто достаточно углублённо занимался исследованием происшествия с группой Дятлова, знает, что они вели дневники. А последняя запись в дневниках — за 31 января. За 1 февраля уже ничего нет. И за 2, за 3 и т.д. Причина этого, разумеется, в том, что они или погибли, или попали в такие условия, что не могли писать дневники. Но следует ли отсюда вывод, что без дневников за 1 февраля невозможно определить, чем они в тот день занимались? Нет, не следует.
Ведь мы же с вами знаем, кто такие туристы. Знаем, чем они занимаются. Занимаются они вот чем: в поход идут, палатки ставят, костры жгут, песни поют под гитару. Ну, значит, всем этим они занимались и 1 февраля! Верно? Верно. Вот видите, оказывается, мы и без дневников можем догадаться, чем они занимались.
Далее, они ведь оставили после себя какие-то следы своих деяний. И по ним мы можем определить, что они делали. Например, был найден лабаз. Отсюда мы делаем вывод: а-а, так они 1 февраля лабаз оборудовали! Далее, была найдена стенгазета «Вечерний Отортен». Вывод: так они ещё и стенгазету писали 1 февраля! Далее, начинаем логически мыслить. Когда они эту газету создали? Утром, днём или вечером? Конечно, вечером. Утром и днём им некогда. Утром надо собираться в поход, а днём идти надо. А отсюда ещё такой вывод следует: значит, до вечера и вечером они ещё были живы. А после написания стенгазеты что-то такое случилось, и в результате они без обуви и без верхней одежды оказались в полутора километрах от палатки.
Мыслим логически дальше. Вот я сказал, что основное действо туриста — это поход. Вопрос: а сколько километров они прошли в этот день, 1 февраля? И вот тут начинаются непонятки. Оказывается, в этот день они прошли всего где-то... 2 км. Вот взгляните на карту:
Видите, вон написано: лабаз, лагерь 31.01-01.02? Тут туристы ночевали в палатке в ночь на 1 февраля. А теперь взгляните на жёлтую линию, которая ведёт от лабаза до красного кружочка. Этот кружочек — место, где поисковики нашли палатку дятловцев 26 февраля. Так это, выходит, 1 февраля туристы прошли всего 2 км! Ну, может, и немного больше. 2,5 км, допустим. Но это же очень мало!
Раньше они проходили в день и по 10 км, и по 15, а один раз даже 23 км прошли! А почему 1 февраля так мало прошли? В следственном деле сказано: а они в этот день очень поздно отправились в путь, в 15.00, а в 17.00 уже стемнело, вот они и остановились на ночлег.
Стоп!
А с чего это следователи решили, что 1 февраля туристы отправились в путь в 15.00? Ведь записей в дневниках за этот день нет! Откуда следователи узнали, что в 15.00 туристы двинулись в дорогу, а скажем, не в 14.00?
А вообще, отправляться в поход на ночь глядя — это как-то странно. Даже в средних широтах в 15.00 уже заметно темнеет в пасмурный день, а в приполярном Урале, где путешествовала группа Дятлова, тем более уже темновато в 15.00. Да не отправились бы в дорогу туристы в такое время!
А прочитайте их дневники за прошлые дни. Когда такое было, чтобы они начали трогаться в путь в 15.00? Максимум — они в 11 часов отправлялись! И это вполне естественно. Лучше днём идти, чем в темноте. А ночью вообще спать надо, а не по горам и лесам разгуливать.
Короче, утверждение следователей, что туристы в 15.00 пошли в очередной поход — это просто чушь. 1 февраля туристы двинулись в путь во столько же времени, как и раньше: или в 9 часов, или в 10, или в крайнем случае в 11.
Нет, если кто-то всё-таки продолжает утверждать, что в 15.00 тронулись в дорогу туристы, то вы объясните мне: а чем они занимались до 15.00? Лабаз строили? Извините, но чтобы построить такой лабаз, который они оборудовали, совсем не нужно с утра и до 15 часов возиться! Тут всего-то полчаса надо. Долго что ли выкопать в снегу яму, обложить её картоном, положить туда вещи, закидать ветками, засыпать снегом? Совсем недолго!
Это вот настоящий лабаз долго строить. На него, может, даже не день уйдёт, а два. Вот, взгляните, как примерно выглядит настоящий лабаз:
Да, такой лабаз замучишься строить. Тут, наверное, неделю надо строить. А яму в снегу вырыть — тут полчаса и готово.
В общем, повторяю: кто считает, что туристы в 15.00 пошли в очередной поход, пусть объяснит мне, непонятливому — чем дятловцы занимались до этого времени? А если не можете объяснить, то не утверждайте, что они в это время отправились в поход!
Есть, правда, одна версия, чем занимались туристы 1 февраля. Но версия эта очень хитрая и бездоказательная. Конспирологическая, в общем. Суть её такова:
В этот день дятловцы не собирались в поход на длинную дистанцию, а собирались они вот что делать: забраться на гору Холатчахль и типа сигналы от шпионских аэростатов ловить. Ну вот и забрались они на склон горы и поставили там палатку. Начали ловить. И будто бы аэростат там один взорвался, а они испугались и убежали из палатки.
Нет, не люблю я такие хитрые и бездоказательные версии. Я люблю мыслить проще. Без всяких выкрутасов. И моя версия такова:
Как обычно, в этот день туристы отправились в путь часов в 10-11. И в течение светового дня, то есть, до 17.00 они прошли где-то 10 км. И оказались у... горы Отортен. Да-да, у конечной цели своего маршрута они оказались — у горы Отортен.
Вам разве неизвестно, что от перевала Дятлова до горы Отортен где-то километров 10? Если неизвестно, то запомните: от перевала Дятлова до Отортена — 10 км примерно.
Вот такая простая моя версия: 1 февраля группа Дятлова достигла своей цели — горы Отортен! Проще некуда.
Вот одна из последних фотографий группы Дятлова:
Все почему-то считают, что тут группа Дятлова палатку на горе Холатчахль устанавливает. А откуда это видно, что это Холатчахль? А почему не Отортен? И откуда это видно, что тут действительно гора? А может, это они в каком-то овраге. Да ничего тут особо не видно. Снег, снег и снег. Так что не надо делать такие скоропалительные выводы, что тут именно гора, и именно Холатчахль.
В СССР привыкли верить документам. В документах, мол, написана чистейшая правда. Ведь на документах стоят печати и подписи ответственных лиц. Раз, мол, в документах расследования гибели группы Дятлова сказано, что 1 февраля они отправились в путь в 15.00, значит, так и есть. Но ведь документы-то люди пишут! А они могут и ошибаться, а также врать.