Найти тему
Стоп-кадры 338

Переменчивые тренды "крутых" специалистов

Оглавление

Время от времени появляется какой-нибудь красивый навык, который начинает мелькать в каждой второй вакансии. Отчаянные соискатели тут же поддерживают этот тренд и пишут в графе "ключевые умения" то, что будто бы требуется рынком. Иногда просто пишут, иногда пытаются себя подстроить под тенденции и "требования времени", проходят тренинги или молча страдают от того, что "не такие".

Мне захотелось вспомнить, какие особые навыки были наиболее популярны последние десять лет, и как сегодня мы воспринимаем то, что казалось залогом профессионального успеха еще совсем недавно. С чего начнем? Конечно же, с мультизадачности!

Мультизадачность

Десять лет назад это слово было повсеместным. Поначалу у работодателя, и соискателя оно вызывала только положительные ассоциации. Работа, которая требует способности к мультизадачности, наверняка, должна быть интересной и разносторонней, думалось кандидатам. Владельцы бизнесов же видели в этом характеристику удобного работника и ставили знак равенства между понятиями "мульти" и "много работы".

Положительным моментом этого тренда стал большой шаг в сторону специалистов женщин, ведь набирающая параллельно популярность нейробиология рассказывала, что именно женщины способны к быстрому переключению между вопросами. Им стали чаще доверять позиции линейных менеджеров развивающихся отделов, где требовалась гибкость, скорость и пресловутая мультизадачность.

Интересно, что даже перегрузка в работе, приправленная соусом мультизадачности, воспринималась работником положительно: ведь он-то может, он-то редкий и ценный специалист. Хотя моя бабуля бы сказала, что редкую и ценную фарфоровую чашку достают по праздникам, а не используют каждый день для заваривания чая в пакетиках. Но мудрость приходит с опытом.

Со временем все же стало очевидно, что работающие в режиме мультизадачности люди начинают страдать от проблем с концентрацией внимания, снижения IQ и физического разрушения мозга (правда, обратимого). А последовавшие за наблюдениями исследования при помощи цифр и графиков продемонстрировали полное отсутствие корреляции между понятиями мультизадачности и эффективности. Так что сегодня это слово в вакансии уже звучит для соискателя не как заочный комплимент, а прямое предостережение: работы будет много. Очень много.

Благо, тренды на то и тренды, чтобы быстро заканчиваться и сменяться новыми. Однако мультизадачность не готова была сразу уступить свои позиции, да и весь список дел кому-то нужно было выполнять, поэтому популярность стали набирать последователи:

Техники "эффективного управления временем"

-2

Когда люди вынужденно смирились с тем, что делать два дела одновременно физически невозможно, что любому телу и мозгу нужен отдых, они начали высчитывать, сколько именно минут отдыха требуется на час ударного труда. Работник в глазах управленца (даже самого себя, если речь шла о повышении собственной эффективности) стал похож на дешевую кофемолку: пять минут работает, десять отдыхает и наоборот. Но никого это не смущает, ведь эффективность-то растет.

Методы помидора, девяти и трех дел, автофокуса, 4D и сегодня борются за внимание сотрудников любого уровня и обрастают новыми собратьями.

Но почему же, выполняя все дела по списку, получая ежедневно дозу допамина, как и при переключении в мультизадачности, человек редко радуется своей эффективности? Чего нам не хватает?

Состояние потока - почувствуй в себе золотую антилопу

-3

Теория состояния потока затронула тщательно скрываемое внутри работника желание гармонии и счастья. Наконец-то неудавшиеся Цезари и Да Винчи узнали, что и для простых смертных есть возможность работать, не уставая, быть одновременно сосредоточенным и расслабленным, словом, любить свою работу долго, продуктивно и взаимно. Все, что для этого требовалось, соблюсти четыре условия:

  • иметь четкую цель,
  • визуализировать процесс,
  • работать весело (!) и свободно (!!),
  • не испытывать беспокойства по поводу результата.

Казалось бы, все пункты понятны и достижимы, но состояние потока так и осталось для большинства людей чем-то неуловимым, приходящим самим по себе и трудноуправляемым. А для кого-то это стало очередной сказкой, не имеющей никакого отношения к рабочей действительности.

Пытаясь разобраться, почему не все люди могут поймать состояние потока, придется выслушать большое количество рассуждений о том, что люди разные, профессии отличны, причем разнообразие почти что бесконечно.

Рассуждая не прямо о потоке, а об управлении временем, хорошее, на мой взгляд, объяснение нашел еще двенадцать лет назад американский предприниматель Пол Грэм. Он выделил два противоположных по своим потребностям, целям и структуре рабочих режима:

Режим творца и режим управленца

Менеджер, или управленец, имеет четкое расписание, разбитое по часам. Он мыслит стратегически и включает в свой распорядок дня большое число иногда сомнительных по полезности контактов, не все из которых требуют погружения и детального разбора ситуации. От такого человека, как правило, требуются авторитет, экспертность, ответственность, активность и четкость. Эффективность работы в режиме управленца напрямую зависит от количества задач и быстроты включения в них. Поэтому техники управления временем здесь уместны, но исключительно как средство оптимизации, а не залог успеха.

Когда человек работает в режиме творца, его эффективность "измеряется" красотой получаемого на выходе продукта или услуги. Именно состояние потока позволяет человеку отдаваться рабочему процессу, не теряя концентрации и энтузиазма продолжительное время. Проще всего представить в этом состоянии художника за написанием картины или музыкальным сочинительством. Но дело в том, что состояние потока доступно и программисту, и лаборанту, и строителю. Главное учесть четыре пункта выше.

Пол Грэм не уходит в глубокие рассуждения на эту тему. Он лишь говорит о том, что банальная встреча в середине дня для беседы за кофе может ничего не значить для управленца и полностью разбить рабочий день творца. Директор, который составляет график бесед с персоналом, исходя из своего расписания, должен понимать, что снижает таким недальновидным образом эффективность работы всего коллектива на день.

Все, к чему призывает Грэм, - это учитывать особенность работы каждого. А я добавлю: понять, в каком режиме комфортнее и эффективнее всего работать Вам самим. Ценить себя, ценить свои усилия и, если требуется, иногда устраивать ликбез.

Любой работающий человек хочет быть лучшим в том, что делает, пока в нем не убьют это желание. Мы инстинктивно защищаем свое тело, ценим интеллект, озвучиваем важность и силу эмоций. Осталось лишь признать ценность себя как личности, и профессиональная гордость - необходимое для этого условие.

А тренды... это джинсы-клеш. Они пришли, Вы их примерили. Если удобно - можете носить и дальше. Только не надо переодевать всех вокруг и говорить, что ноги-де должны быть подлиннее. Поверьте, точно не должны.

*****************************************************************************

Благодарю за внимание! Ссылка на канал. До новых тем и размышлений!