Найти тему
Алясорт

Художник Джотто ди Бондоне, король и осел.

Первой яркой индивидуальностью в итальянском искусстве был, несомненно, Джотто. Собственно, практически именно с Джотто начинается живопись итальянского Возрождения. Он намного превзошел мастерством своего учителя Чимабуэ, и его великий друг Данте отметил это в своей бессмертной «Божественной комедии»:

Кисть Чимабуэ славилась одна,
А ныне Джотто чествуют без лести,
И живопись того затемнена
.

Джотто был не только гениальным живописцем, но и выдающимся скульптором и архитектором — по его проекту построена знаменитая кампанила (колокольня) флорентийского собора — и к тому же поэтом. Современники же кроме всего прочего ценили в Джотто остроумного и веселого собеседника. Рассказы об остроумии Джотто можно найти в «Декамероне» Боккаччо и в «Новеллах» Саккетти.

Неаполитанский король Руберто пожелал, чтобы и у него в Неаполе были работы Джотто. Джотто приехал в Неаполь и расписал там несколько зданий. (К сожалению, все неаполитанские работы Джотто не сохранились.)

Королю Руберто пришла раз в голову причуда, чтобы Джотто нарисовал его королевство. И Джотто написал картину. На ней был изображен осел с тяжелым вьюком, а у ног его лежал другой, более новый вьюк. Осел тупо и с вожделением обнюхивал новый вьюк, явно желая его получить. А на обоих вьюках были нарисованы королевская корона и скипетр. Недогадливый король спросил, что означает эта картина. И Джотто разъяснил, что таково королевство и таковы его подданные, всегда желающие нового властителя.

Трудно сказать, когда возникло искусство карикатуры, или сатирического изображения. Во всяком случае известно оно очень давно. Но первой политической карикатурой можно считать эту картину Джотто, нарисованную «по заказу» неаполитанского короля.