После успеха фильма Тарантино "Однажды в... Голливуде" по сети широко разошелся список фильмов, использованных Квентином как источники вдохновения и отсылок.
Какие-то из них я уже видела, какие-то запланировала посмотреть, какие-то успела увидеть уже после. До одного из них я как раз на днях добралась.
Понятно, что для конкретной отсылки послужила небольшая часть фильма, если точнее - финал. Но и общая атмосфера съемочной голливудской кухни не могла не навеять определенные мотивы для фильма, рассказывающего примерно о тех же временах.
**********************
Легенда о Лайле Клер
The Legend of Lylah Clare
1968, режиссер Роберт Олдрич
Голливуд, 1960-е.
20 лет назад не стало известной актрисы Лайлы Клер.
История ее восхождения головокружительна - из доступной девушки в кинодиву.
История ее гибeли подозрительна - то ли она упала с лестницы, то ли ее скинули, то ли она столкнула второго упавшего с лестницы, то ли он ее.
Безутешный режиссер, вдовец Лайлы, спустя годы затевает фильм о своей любимой.
Совершенно случайно находится двойник Лайлы - робкая девушка Эльза в очках с вавилонами на голове, которую переодеть и причесать - вылитая легенда, только темперамент никуда не годится.
Эльзе показывают съемки с Лайлой, погружают ее в жизнь звезды и наконец устраивают небольшой перформанс, выход Эльзы в котором не только поражает сходством с пoкойницей, но и явно запускает какой-то механизм, в результате которого она и поступки совершает, свойственные только Лайле и никому другому.
Но вот беда - примерив на себя этот образ, Эльза уже сама перестает понимать, кто она, и воображает, что режиссер переносит на нее чувства, которые испытывал к жене.
Сюжет на самом деле получился очень интересный, сценарий чуть похуже, диалоги затяжные и навевающие скуку, постановка и актерская игра ученического уровня, флешбэки сняты до смешного топорно.
Киношно-продюсерская кухня показана будто бы в сатирическом ключе, но это откровенно уныло, слушаешь и ждешь конца этих прений, как на совещании.
Ким Новак в главной роли катастрофически непривлекательна. Челка до носа и белые тонкие губы ее уродуют. Зловещий хриплый хохот - как из плохого хоррора.
Трансформация из синего чулка в дамочку вамп граничит с шизофренией, но не с искусством перевоплощения. Все, что есть в ней хорошего - ладная тонкая фигурка, которую она постоянно демонстрирует в одежде и почти без.
Но оператор все время как будто издевается над ней, норовя подловить неудачные ракурсы, третий подбородок, втянутую в плечи голову.
С трудом верится, что режиссер - Олдрич, которого я видела немного, но это было качественно и талантливо.
Притом что и финал ударный, и отдельные моменты вполне впечатляют, но все вместе - я с трудом заставляла себя продолжать, но вторая половина немного оправдала эти усилия.
Собственно, и создатели фильма, и актеры им тоже не гордились, Новак так и вообще вышла из зала, а критика ожидаемо заклевала. Сейчас фильм называют недооцененным, это странная формулировка. Это плохо, но не настолько, чтоб уже было хорошо.
Но есть, конечно, и интересные акценты.
Что можно принести в жертву ради успеха фильма? А все, вплоть до.
"Я не сплю с актрисами до конца съемок, потому что они начинают из тебя вить веревки".
"Человек делает страшную ошибку, и единственное его утешение - это мысль, что он хоть чему-то научился. А потом набирается смелости начать все снова. И вдруг понимает, что все, чему он научился - это сделать ту же ошибку. Может быть, немного по-другому."
На самом деле в фильме три легенды.
- Первая - сама Лайла, с ее загадочной историей.
- Вторая - как попытались изменить для общественности истинный финал ее жизни, еще до начала сюжета.
- Третья - та, которая создается на глазах у съемочной группы, а потом у зрителей. Очередное изменение финала, обошедшееся чересчур дорогой, невыносимой ценой.
Лайла, посмотри вниз!
Клоуны, плачьте!
Много героев-мужчин, и все сливаются в какую-то безликую массу.
Кроме одного или двух - да и то потому, что я Боргнайна выучила, а его сложно не выделить из толпы, а режиссера так и так много на экране. Довольно неприятный типаж, и это оправдано.
С женщинами получше - тут есть депрессивная и зависимая подруга вдовца с пopoчным лицом и скандальная репортерша, норовящая всех потроллить, а также некая аристократка. Вот они запоминаются, хотя двое из них почти одинаковы на вид.
Как водится в таких сюжетах, фильм наверняка изобилует отсылками и аллюзиями, но это та сфера, в которой я не знаток. Cюда же - множество тривиальных моментов типа садовника-мачо.
Cцена с портретом Лайлы - один в один "Ребекка" Дюморье, правда, это лишь эпизод, остальная история похожа, но скорее как перевертыш.
Тем не менее для Тарантино этот фильм послужил одним из многих источников вдохновения - финальная рекламная вставка стала прототипом для пары эпизодов в "Однажды в... Голливуде".
Помимо Ким Новак, в фильме снимались Питер Финч, Эрнест Боргнайн, Росселла Фальк, Корал Браун.
ps. все скриншоты мои
********************
Смотрели этот фильм? А может, планируете?
Рассказывайте, подписывайтесь и приходите еще.