Netflix славится завораживающими сериалами, а что насчёт фильмов? Среди них тоже достойные работы. Испанский Фильм "Платформа" (El hoyo) поразил странной метафорой на жизнь, а также подкинул "пищу" для размышлений на тему существования человека в мире и системе. Почему он имеет такой успех и что хотел сказать режиссёр выбором главного героя в финале? Сейчас всё узнаете!
Горенг – простой парень, который добровольно пошёл на эксперимент и поселился в башне с неизвестным количеством этажей, людей и продуктов. Сможет ли выжить герой среди хаоса и отыскать спонтанную солидарность? Разберем метафорическую составляющую картины с отсылками на мир современного человека.
48-й уровень – это хорошо?
Уровень 48 – хороший или плохой? Персонаж Тримагаси убеждён, что хороший. Этого достаточно для существования, а условия гораздо лучше, чем у людей, оказавшихся ниже. Он готов довольствоваться тем, что есть и есть то, что осталось от пышной трапезы, потому что уже был ниже. И в сравнении с последующими уровнями он осознает, что лучше быть здесь.
Горенг, поначалу чувствуя отвращение и брезгливость, поначалу отказывается от еды. Но, проголодав несколько дней, все же соглашается принять пищу.
Так зачастую происходит и в нашей жизни: люди довольствуются тем, что имеют, обрывают перспективы, становятся рабами системы и эгоистично забывают о спасении ближнего. Амбиции были когда-то, но стёрлись под серыми реалиями, где приходится работать 24/7, переступать через себя и других, чтобы прокормиться и выжить в предоставленных условиях.
Что скрыто за классовым неравенством?
Система эксперимента имеет несколько условий:
- В здании более 100 этажей (никто не знает, сколько именно).
- Люди располагаются по парам на каждом уровне.
- Чтобы выжить, нужно питаться, но еда спускается с 0 уровня в общем котле.
- Ограничений нет: можешь не есть, делиться едой, убивать или договариваться.
«Есть три типа людей: те, кто наверху, те, кто внизу, и те, кто падают».
Тримагаси просит Горенга не кричать людям уровнем ниже, потому что они внизу, а те, что сверху не ответят, потому что они сверху.
Очень яркая метафора на классовое неравенство, но есть кое-что более глубокое: мы видим, как сокамерник главного героя плюет в еду после трапезы, кидает бутылку с высоты прямо в объедки, ведь знает, что люди с верхних этажей делали так же. Кажется, что у людей, познавших такое же обращение к себе, должна проявиться солидарность. Шанс помочь другим выпадает каждый месяц, когда "заключённых" рандомно распределяют по этажам. Но всегда происходит одно и то же: люди, как животные, кидаются на еду, убивают и становятся каннибалами. Система замкнулась. Никто не спешит договориться и распределить пищу, хотя посреди комнаты огромный проём, соединяющий уровни.
Символы и знаки
"Высокая кухня", в прямом и переносном смысле, это символ того, что всем изначально даётся поровну и каждому по его потребностям. Недаром у каждого, кто попадает на платформу, спрашивают его любимое блюдо, которое тщательно готовят, учитывая все особенности и исключая вероятность того, что может быть что-то испорчено. В одной из сцен мы видим, как шеф-повар отчитывает своих подчиненных за крошечный волосок, попавший в блюдо.
Любимое блюдо Горенга - "Улитки по-бургундски". В одной из сцен он делится им с ближними, не жалея деликатеса для всех, кто ниже его по уровню. Эта деталь ещё раз подчеркивает благородство главного героя.
К слову, в фильме несколько раз мелькают спирали. Они присутствуют на "высокой кухне", панцирь улитки - это тоже спираль, даже Тримагаси называет Горенга "улиточкой". По древней мифологии, спираль – символ великой созидательной силы. В природе спирали окружают нас повсюду - погодные явления, узоры на ракушках и растениях, волны в океане, паутина, человеческие уши и даже строение клеток ДНК. Будто сам создатель спрятал спираль во многих своих творениях.
Также спираль - это типичный признак двунаправленного действия. В отличие от платформы, которая движется сверху вниз, по спирали можно забраться наверх. А значит, это говорит о надежде возвращения к началу, возможности Горенга изменить систему, придуманную человеком.
333 - это цифра, которая противоположна дьявольской 666. Три тройки означают божественное начало. Само по себе число 3 – это число творческих проявлений, которое можно найти в духовной и религиозной символике по всему миру. Когда это число появляется три раза подряд, как это происходит в числе 333, оно несет еще более сильное духовное послание непосредственно от Бога или источника.
Почему Горенг взял с собой книгу "Дон Кихот"?
Символично, что Горенг взял в камеру книгу "Дон Кихот", ведь персонаж произведения был человеком-цели, каким является главный герой фильма. Он хотел доказать, что можно воззвать к солидарности, сломав систему, хотя в середине истории чуть не сошёл с ума, сдавшись. Изменение в характере происходит после знакомства с Имогири, которая умоляла людей с нижнего этажа съесть порцию, приготовленную ей, и составить такую для людей ниже. Но слушать женщину не стали, тогда Горенг угрозой испражнения на еду заставил их передумать.
– Убедить с помощью дерьма?
– Оно эффективнее, чем солидарность.
До людей в жестоких условиях начинает доходить смысл слов только после угроз.
– Надо убедить людей наверху.
– Не получится, потому я не могу срать вверх, мадам.
Но вера в светлое загорается внутри Горенга вновь, после встречи с новым сокамерником, который становится верным помощником "Дон Кихота", неким чернокожим Санчо Панса. Именно поэтому, увидев в сокамернике единомышленника, они спускаются на платформе с едой, распределяя пищу и стараясь убедить людей в своей идее.
«Мы ответственны за тех, кому не так повезло в этом месяце».
О чем говорит концовка фильма?
Чем ниже оказываются мужчины, тем более дикими становятся люди. Создатели фильма задействовали религиозную тематику: грехопадение, красный свет, "круги Ада", которые представлены в виде этажей и доводят людей до безумия, и выживший ребёнок на последнем этаже, который являет в себе божественное начало, надежду на очищение этого погрязшего в грехах "мира". Также девочка - ещё одно доказательство прогнившей системы, ведь по официальным данным, детей младше 16-ти лет на платформе нет. Панна котта была билетом Горенга наверх, которым он распорядился иначе, накормив малышку.
Сам Горенг представляет собой мессию, который отвечает за грехи, совершённые людьми в этом месте, поэтому остаётся на самом дне ради искупления, а послание - девочку о спасении человечности отправляет наверх. Миссия окончена.
Структура фильма вышла запоминающейся и заставляющей пошевелить мозгами, чтобы прийти к основной идее, понять, как сохранить человечность в нечеловеческих условиях. Что думаете? Удалось Netflix создать интересный триллер и пощекотать нервишки?
Подписывайтесь на канал КинокрИтинка и читайте также: