Давно не было новостей из тайги. Сегодня ровно пять месяцев, как мы живем и работаем на кордоне в Печоро-Илычском заповеднике. За это время мы ни разу не покидали охраняемую территорию, ни разу не выезжали в поселок и, конечно, не бывали дома в Петербурге, не ходили по магазинам, не виделись с родными и друзьями, не пользовались благами цивилизации, не видели дорог, автомобилей и смывающего воду унитаза. Почему-то именно на нем часто заостряют внимание туристы, когда спрашивают, как это мы решились жить на кордоне в тайге, где нет водопровода и канализации.
Как ощущения? Да все прекрасно. Мы ко всему привыкли, деревенский быт нисколько не обременяет. Единственное, как это обычно бывает у северян, уже очень хочется весны. Снег у нас выпал 17 октября, то есть спустя две недели после того, как мы заехали на кордон. Я уже и не помню, как тут все выглядит без белого покрывала. Хотя в нем есть, безусловно, свои плюсы. Мне нравится эта белоснежная чистота, со снегом даже в пасмурную погоду больше света.
Но, надо сказать, вторая половина февраля обилием света нас не обделила – каждый день, начиная с 15 февраля, был ярким и солнечным, и мы полмесяца не включали генератор, используя электричество от солнечных батарей. Из-за этого не заводили стиральную машинку, и я уже привыкла все стирать руками – меньшими объемами и чаще, но зато не надо таскать и включать эту бензиновую шайтан-машину, от которой много выхлопов и шума.
Самый холодный день месяца пришелся на 22 февраля. Снова был побит температурный рекорд зимы, теперь уже наверняка. Утром градусник показал -42. Было ясно и тихо. Над рекой поднимались клубы пара. Проснулась в пять утра и сразу затопила печку. Когда вышла на улицу и прошлась до скалы, красное солнце уже поднималось из-за леса сквозь туман. Оно было такого насыщенного цвета, но с размытыми дымкой контурами, что казалось внезапно постаревшим красным гигантом. Туман долго плыл над Печорой и не хотел рассеиваться. Все вокруг было сонное, приглушенное и размытое. Позавтракали салом с домашним хлебом и домашней горчицей и пошли на утреннюю связь, на которой никого не было слышно. Из-за погоды такое иногда бывает, возникает много помех, и мы друг друга не слышим либо слышим очень плохо, не разбирая слов.
Продолжаю экспериментировать с витаминными напитками, дабы побороть дефицит от слабо минерализованной воды. Делаю, как его называет Алексей, взвар из хвои, имбиря, лимонной кислоты, куркумы и медового порошка. Каждый раз по-разному получается, добавляю всякие разные специи и ингредиенты. Руки, кстати, у меня болеть перестали. Но, может, это не от витаминов, а от того, что вернувшийся с больничного сосед перенял у меня эстафету по заготовке дров, и теперь вместо меня ездит с Алексеем в лес.
На 23 февраля снова мороз, -40. Все поздравляли и принимали поздравления по радиосвязи с Днем защитника Отечества. Алексей очень любит этот праздник, каждый раз предается ностальгическим воспоминаниями о двух годах службы в армии. Он старший сержант по званию и старший наводчик автоматических противотанковых гранатометов по должности. Служил большую часть времени у себя в Забайкалье.
На следующий день возобновился туристический поток, так как морозы немного ослабли. До этого две группы отменили поездку на плато Маньпупунер из-за погоды. Утром, правда, все равно было холодно, -39. Но днем разогревает до -18. В лесу, когда ребята заготавливали дрова, услышали один из первых признаков начинающейся весны – барабанную дробь дятла. Во время брачных игр дятел выбивает частую дробь на каком-нибудь наиболее звонком дереве, призывая самок и оповещая тем самым соперников, что это его территория. Конечно, это еще только первые робкие звуки, пик активности дятлов-барабанщиков приходится на март.
Туристическая группа приехала на кордон уже поздно вечером. Добирались до нас долго, но без происшествий, чему все были очень рады. Поломки техники в таких экспедициях бывают и часто отнимают время, но на этот раз все обошлось.
Когда группа собиралась выезжать в горы на следующий день, стало еще теплее. Утром было уже -30, ясно и тихо, но с каждым часом температура поднималась. Соседи изъявили желание пойти на этот раз на зимний маршрутный учет животных, и тоже утром покинули кордон. Поэтому, пока Алексей снова возился с дровами в лесу, я немного поработала за коменданта, убралась в гостинице, натаскала туда воды и подготовила закладку в печке – вечером надо затопить, так как ожидаем следующую туристическую группу.
Днем разогрело, снег начал подтаивать, огромные снежные шубы на крышах домов потихоньку уменьшаются, испаряясь. Туристы приехали поздно вечером, тоже без происшествий.
На следующий день проводили их в горы, и снова ждали гостей. Но это были уже не туристы, а коллеги из Якши – новый оперативник ехал на плато, и инспектора гнали вместе с ним в горы новый снегоход. Соседи вернулись с учета. Рассказали, что избушку ещё, видимо, в январе разнёс маленький медведь-шатун. Залез через окно, разбив стекло, поранился об осколки и залил все вокруг кровью, проломил деревянный пол, выдернул с корнем печку, отодрал от потолка трубу, съел все, что можно было прожевать, даже дизель продегустировал и напоследок нагадил на стене. Свежих следов вокруг избы нет, и судьба медведя неизвестна. Возможно, этот тот самый товарищ, который истоптал все окрестности кордона в начале января, а потом исчез. Тот тоже был маленький по размерам, двух- или трехлетка. Чтобы переночевать, ребятам пришлось спешно заколотить окно и поставить обратно потрепанную печку, которая теперь без нормально закрывающейся дверцы, но кое-как работает.
Днем снова видела выдру на реке. Она вылезала из дырки во льду, вся мокрая и блестящая на солнце, грелась и потом снова ныряла.
В предпоследний день месяца делала уборку в доме, приезжали коллеги из Якши, чтобы помочь в починке нашего бурана (поменяли ему вариатор), топили туристам баню. Группа спустилась с плато уже к обеду. Довольные, веселые и общительные. Рады, что все у них получилось, с погодой в горах им повезло. Конечно, немного бередят они своими рассказами о Маньпупунере наши души, ведь мы там еще не успели побывать.
В последний день февраля был последний сильный мороз. Утром -31, ясно и тихо. Показала туристам обзорную точку над Шежымом, где они уже с утра пораньше перед выездом домой встречали рассвет. После проводов и радиосвязи пошла делать замеры снега. Покров у нас успел ещё больше просесть за время солнечных и морозных дней. Среднее значение по кордону было 90,6 см. Это на семь сантиметров меньше, чем 10 февраля. Но, судя по прогнозу, за ближайшую неделю ещё прилично наметет.
Но пока надо наслаждаться ясной погодой. После замеров пошла дальше на лыжах до болота, которое пересекает дорога в сторону гор. Это примерно 3-4 километра от кордона – сначала до переправы через Большой Шежым, потом через лес, который вскоре превращается в редколесье, а затем деревья совсем исчезают и глазам предстает ослепительная белоснежная целина, безупречную бескрайность которой прерывает только след буранки и отпечатки заячьих лап.
На солнце снег искрится и переливается так, что на него невозможно смотреть без очков. Я остановилась, и меня окутала просто пронзительная тишина. Никого вокруг. Солнце припекает, ветра нет, по-весеннему тепло. Я стояла на месте и наслаждалась моментом. Уходить не хотелось, не хотелось снова в лес после этого волшебного простора, на котором даже дышится по-другому. В лесу темно и прохладно, а еще, когда идешь, слышно только шорох лыж и скрип палок, а когда стоишь посреди болота, то кажется, будто я одна на всей планете, и кроме меня и этого пейзажа больше ничего не существует.
Через несколько часов спустилась с гор вторая туристическая группа. Заметила, что началась весенняя капель. Закапала вода с козырьков, повисли первые сосульки. После туристов тоже сходили в баню. Небо звездное, а луна второй день огромная, полная.
В первый день весны всего -27 мороза, ясно и дует слабый северо-восток. Ребята закончили вывозить напиленные дрова из леса, на этот раз получилось 11 корыт – по три в два инспекторских дома, три в гостиницу, одно в хозяйскую баню и одно в туристскую баню. Дров на нашем кордоне нужно очень много, и сложность состояла в том, что, когда мы приехали сюда, запаса почти никакого не было. Хорошо еще, что туристический сезон начался не сразу, а только в феврале. Гостиница расходует дров больше всего, так как там стоит печка-буржуйка.
После домашних дел в полдень я пошла на лыжах по берегу вниз вдоль реки. Погода стояла прекрасная, легкий мороз и солнце пригревало настолько, что мне было жарко в легкой осенней куртке. У берега под обрывом было тихо, ветер шумел в верхушках деревьев, сбрасывая с них снег, а меня не трогал. Я шла очень медленно по блестящей целине берега. Река чуть больше открылась, полынья разошлась, и вода весело журчала на перекатах. Рядом резвились и пели оляпки. Пение птиц и плеск воды – музыка весны. И тогда, в первый день марта, я действительно ее почувствовала. В звуках, в запахах, в блестящих пайетках подтаявшего снега на берегу и в ледяных цветках, выросших с помощью солнца на поверхности льда.
С реки ушла в лес и обошла кордон вокруг по тайге. Там было темно и прохладно, а ветер закидывал за шиворот снег с деревьев. Опять следы неугомонных зайцев повсюду и, в одном месте, отпечатки лапок то ли ласки, то ли горностая.
К вечеру погода изменилась. Было -12, небо затянуло облаками, солнце повисло тусклым бледно-желтым шаром. Позднее начался снегопад. Арктика уступила место Антарктике, пришли снежные циклоны. Февраль этого года, по словам Коми ЦГМС, вошел в тройку самых холодных за последние 50 лет. До этого такие сильные и продолжительные морозы наблюдались в 1985 и 1998 годах.
Но с приходом календарной весны все изменилось. Сегодня с самого утра без перерывов идет снег. Температура утром -12, завтра будет еще теплее. После обеда задул сильный юго-восточный ветер, а на реке появляется все больше черных пятен. Солнце, скрытое завесой облаков, едва заряжает батареи. Но в снегопадах есть свои плюсы. С помощью свежевыпавшего снега можно проминать и равнять дорогу, чтобы убрать наезженные снегоходами ямы и кочки. Ребята сегодня поехали в сторону гор с волокушей, чтобы свежим снегом «залатать» разбитый путь до реки. Это примерно 30 км от кордона. Такие процедуры надо делать регулярно, но обязательно после снегопада, а у нас две недели стояла безоблачная погода…
На этом пока все, привет с Северного Урала!
Еще в этом блоге:
Повседневные заметки о жизни на кордоне выходят в Телеграме, а красивые картинки публикую в Инстаграме.