Это, пожалуй, самая большая тайна Рима. Куда делся знаменитый семисвечник, второй по значимости символ иудаизма?
Согласно традиции он был создан самим Моисеем и долгое время стоял в Храме Иерусалимском. Но после разрушения Храма римлянами все сокровища храма были увезены, в том числе и менора, что можно увидеть на баритовой арке Тита в Риме. Только вот изображение меноры вызывает много вопросов: почему основание украшено языческими символами? Ведь это в корне противоречит иудейской философии... кстати, это самое древнее изображение меноры, дошедшее до нас.
Все эти сокровища точно хранились в храме мира, но вот куда они делись потом?
Идём дальше и смотрим, как изображали менору в катакомбах? А там всё ещё интереснее: светильник изображён на треноге... почему такая разница? Может, на арке Тита добавили такое импозантное основание для большего эффекта? А может, это просто декоративная подставка?
Здесь начинается самое интересное: Рафаэль в Ватикане пишет менору именно такой, какой её можно было увидеть в катакомбах, а не на знакомой ему арке, хотя они были открыты только в 20 веке! Может, он видел менору в Ватикане своими глазами? Может быть, менора до сих пор хранится в Ватикане?
До нас дошла табличка с описанием собственности Папы, где среди прочего указан «золотой канделябр». Это, конечно, не доказательство, но на мысли наводит...
Плюс ко всему Папу Римского трижды спрашивали об этом и он ни разу не опровергнул утверждение о том, что менора в Ватикане, а просто трижды ушёл от ответа.
А Вы как думаете ❓
История евреев в Риме - уникальная экскурсия по очаровательному кварталу! Приглашаю прогуляться по Римскому Гетто вместе: