Лет 10 назад я болел путешествиями по России. Запросто мог взять вещи и уехать на выходные куда-нибудь в радиусе 600 км. Постепенно эта привычка сошла на нет.
Но в 2020 все пошло как-то не по плану и я оказался на Алтае. Вернувшись домой, я почти сразу стал придумывать следующий маршрут. Постепенно в моем Instagram подозрительно часто стал попадаться Полюд с его невероятными картинками. Я сохранял в избранное и сохранял, и сохранял!
В один прекрасный момент стало очевидно, что мне туда надо! Но был новогодний сезон фотосессий и было очевидно, что воплощать все в жизнь можно будет только в феврале! Я постоянно мониторил погоду, прикинул сколько в Перми стоят гостиницы, наметил на карте точки куда я точно собирался попасть. Чем ближе к февралю тем становилось ясно, что придется окунуться в снег по самую макушку и возможно мороз -30, так как последние две недели погода была то снежной, то крайне морозной для нашей средней полосы. Пришлось провести разбор шкафов и докупить все, чего по моему мнению не хватало. Точно нужны были перчатки, которых у меня вовсе нет и теплые штаны. Теплые ботинки я посчитал, что у меня есть, как и теплая куртка. Так как весь путь планировался на машине, то была возможность взять пару пуховиков и пару ботинок. В одном комплекте я собирался путешествовать, а во втором гулять.
Отчасти на это повлияла та же поездка на Алтай с ручкой кладью, в которой я успех нехило поболеть, так как разброс температур был от +3 до +30.
Где-то месяц я провел с мыслью, что придется в сумме проехать около 3700 км в одного водителя. У меня был опыт поездок на дальние расстояния: в два водителя до Праги и одного до Петрозаводска. Но то была история 10ти летней давности, другой возраст, другие машины. В общем, ничего нового прошел я все пять стадий: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Утрирую, конечно, но совру, что не рассматривал поезд или самолет. Но в пермском крае все равно без машины было делать нечего, так как все намеченные точки к посещению были разбросаны на 500 км, а затраты на аренду машины были даже больше чем, приехать на своей.
https://www.google.com/maps/d/u/0/edit?mid=1-llMxf-P0GywNOTXQv2mK6ME6nmy5GTy&usp=sharing
Изначально планировал из Иваново доехать до Кирова или сразу до Перми, но в последствии чтобы не добавлять лишних километров был утвержден следующий маршрут. Иваново - Кинешма - Киров - Кизьва - Кудымкар - Соликамск - Красновишерск - Губаха - Кунгур - Суксун - Пермь - Киров - Кинешма - Иваново.
Главным условием всего путешествия был принцип "не спешить". Выставлен круиз на 90 км/ч так как дорогу я представлял только до Шарья и в путь.
День 1
Выехал я из дома в 7 утра. Заправился и нажал газ. Первый пункт остановки - Кинешма. Было желание позавтракать, выпить кофе, но оказалось, если верить гуглу, tripadvisor и прочим сервисам это будет сделать невозможно еще 40 минут. Поэтому все закончилось небольшой прогулкой по центру. Сделал несколько кадров, отдо
А это уже Островское. Дорога там очень красивая и извилистая!
Дальше хочется написать максимально не пафосно. Но, цивилизация - все!
Очень быстро был выработан следующий метод - есть нормальная заправка - заправляйся. Проголодался - ближайшее кафе, которое увидел - останавливайся! Все дело в том, что расстояние между заправками порой по 100-150 км, они не всегда работают или не всегда имеют бренд и как следствие какой-то контроль качества. Хотя может быть я не прав. В итоге получалось заправляться на половине бака.
На всех заправках свои правила. Где-то сначала надо заправиться, где-то сначала оплатить, где-то льют до полного бака, где-то делают возврат средств, если не влезло.
С питанием история другая. В принципе можно обойтись заправками, но это хот-доги, йогурты и иногда пельмени )
Питаться этим всем не хотелось, да и признаться дорого. Кофе + фрэнч-дог уже около 300 рублей и через час опять хочется есть.
Поэтом, по-началу, на свой страх и риск стал останавливаться вот в таких местах.
Должен сказать, что за все время питания в таких местах я ни разу не отравился, а было все довольно вкусно и выходило на 150 рублей с первым, вторым и компотом.
Да, признаться за последнии годы я стал слишком городским жителем, привык к тому, что поесть на 500 рублей это нормально, а дешевле уже и не вкусно. Рад был ошибиться.
Иногда раз в 300 км можно найти какие-то автомагазины и сервисы. К счастью это все не понадобилось, но вы - имейте ввиду, что поправить диск, заклеить дырку или поменять масло все-таки возможно, главное хорошо смотреть по сторонам. Потому, как отсутствие сети по 100 км это нормально. Это я еще до пермского края не доехал, но обо всем по порядку.
Вот так медленно, но верно я добрался до Кирова. Приехал я довольно поздно уже к 20 вечера, расход машина показывала 5,7 литров на сотню, что не могло не радовать.
В Кирове я успел сделать только этот кадр. На улице стоял мороз -25 , я подумал что такого. Но уже через 7 минут не ощущал ног и пальцев на руке. Камера вообще отказалась снимать, стал глючить тач экран, настройки сами собой сбрасывались. Признаться честно, я даже слегка растерялся. Ведь дальше будет -35, горы, ветер, как я вообще там буду что-либо документировать, а не стараться запомнить.
Накопленная усталость за новогодний сезон буквально валила с ног, на улице лютый мороз, желание сэкономить на ночлеге привели в отель, где ночь стоила 1000 рублей.
Оказалось, что это сеть отелей Кирова с возможностью снять номер на час или два. Ну, вы поняли.
Нет, это не было ужасно. Было тихо, не грязно, ну или скажем не так встречались мне номера в Стамбуле в гораздо худшем состоянии. Но повторять этот опыт я не стал бы. В конце-концов на тот момент важен был душ, койка и все.
День 2
Выехал из Кирова до рассвета, заправился на Лукойле, выпил неплохого кофе и в путь. Предстоял самый продолжительный участок на всем маршруте 740 км и совсем не федеральной трассы.
По возможности останавливался, чтобы документировать в пост процесс! Рассвет где-то в Кировской области! За бортом -32, машина с трудом прогревается на скорости.
Чем дальше в Пермь, тем меньше привычных брендов, пришлось останавливаться пробовать "Движение". Особенности этих заправок в том, что ночью они на самообслуживании. Бензин уже за 48 рублей за литр. Туалет еще теплый, но всегда где-то с отдельным входом с боку или сзади заправки.
Машины на заправках уже чаще отечественного производства.
Чуть не пролетев развилку на Кизьву свернул на Красновишерск. И вот тут самая эмоциональная часть путешествия. Юсьвинский район.
300 км вот такой дороги
Красиво, заснеженно, ехать можно без проблем - дорога относительно ровная.
Но связи нет все эти 300 км. Привет, МТС. Иногда появляется пару палок на случай позвонить, но детокс от интернета - Вам обеспечен!
Некоторые дома как люди! Вроде крыша на месте, а внутри пусто!
Заправки уже внутрь не пускают, туалет дырка в земле, кафе раз в 300 км.
Но чистенько, уютно. Карты принимают.
Еще одной особенностью пермского края для меня стал новогодний декор. Он есть на заправках, кафешках, а в самой Перми вообще стояла городская ёлка 16 15 февраля. На мой вопрос почему так ответа я не получил. Девушка на одной заправке объяснила, что пока снег - новый год. Вот снега не будет - все и разберем.
Я про это еще напишу пост в своем Instagram отдельно. Но в Кировской области и Пермском крае очень часто вдоль дорог встречаешь одиноко идущих женщин. Дорога. Трасса. -30. А они идут. (Вдоль ночных дорог)
Вот они елочки. Их становится все больше. Уже не терпится погулять по заснеженным тропам на Полюде и Ветлане.
Закат так и застает меня где-то в полях на заснеженной дороге. Где за последнии 300 км я встретил 5 машин.
Да, это было не самым обдуманным решением ехать в одну машину по таким уединенным местам. Повезло. Хотя уверен, что безвыходных ситуаций нет, а мир не без добрых людей.
Дальше будет еще 130 км по ночной трассе, до Красновишерска. Будет отсутствие гостиниц на Booking, потому, что из-за мороза прорвало трубу и все гостиницы в центре остались без воды и отопления. Будет случайно найденное кафе в Красновишерске - Брусника, в котором я встретился с Mishka.Travel Эльнаром. Попытка найти в паблике "типичный Красновишерск" снегоход и жилье. Толку вышло немного, кроме сомнение в моей адекватности, мороз минус 40 и что Пермь - это не юг, нашел пару телефонов снегоходов и жилья посуточно - 500 рублей с человека.
Жилье было холодным, постельное белье застиранным. Жить в Красновишерске минимум пару дней, хотелось бы в более комфортных условиях. Яндекс.Навигатор знал гораздо больше гостиниц, выбор пал на Вишера. Стоимость номера - 2500 в сутки, на месте упоминание, что есть еще квартира на примете позволили отыскать номер поменьше за 1500. Без завтраков, но с хорошим душем и отоплением. А еще приятный бонус - время заезда = время отъезда.
Итог: 1500/сутки, время заезда 21.30, тепло, комфортно. На улице тем временем градусник опустился до -32.
День 3
Доброе утродень.
Изначальный план был попасть на Полюд на рассвете. Но здравый смысл и температура, которая опустилась ночью до -44, внесли коррективы в план. Началось все с того, что автозапуск не завел машину, помог дедовский метод - отключить все питание, включить ближний свет на 10 секунд (можно дальним поморгать), скрестить пальцы на руках, завести. У меня, конечно, были и лопата и крокодилы в багажнике. Прикурить машину от такси - стоило 400 рублей. Обошлось.
На авито нашел человека со снегоходом. Как-то проще все вышло чем с Вк, без попутных осуждений и сразу к делу. Поднять на Полюд - 750 рублей с человека. Ветлан - 600.
В принципе, это все можно сделать зимой и пешком, перейти по льду и подняться на гору. Даже в каком-то смысле это было бы правильно - кайфануть от красоты, но маршрут 4-5 км в гору и это около трех или даже четырех часов пути только в одну сторону, что при -30 днем за гранью разумного.
Итак, к делу!
Едем до поселка Набережный. Как видно сюда можно добраться и на автобусе.
Тут можно купить медвежий коготь или жир.
Очень часто встречается телефон-автомат. Как нам пояснили местные, что на телефонную связь тут не приходится расчитывать.
По обледеневшей машине - можно примерно понять, что тут не юг.
Ледовый переход - Полюд на другой стороне.
Ровно в 15.30 как и договаривались приезжает снегоход.
На этом снимке я еще радуюсь, тому, что меня ждет. Я и дальше буду улыбаться и открывать рот от пейзажа, только слегка покроюсь инеем.
Переехав реку запустил Strava. Вдруг кому-то будет интересен точный маршрут подъема на Полюд.
Сам подъем на камеру у меня снять не получилось в Instagram есть сохраненные видео по пермскому краю где этот момент я заснял. Просто скажу - это была морозная свежесть.
И вот он Полюд. Полюд, который звал меня в инстаграм, место, которое вдохновило меня на все это путешествие. Прекрасен ли он? Ответьте сами!
Аккуратно подошел к краю. Тут не сразу ясно стоишь ты на камне или на сугробе.
Ни разу не пожалел, что выбрал легкий путь подняться на снегоходе, а не самостоятельно.
Обычно на верху довольно сильный ветер, но не в этот день. Повезло. Идеальная видимость. Возможность поснимать час до и на самом закате. Звезды сошлись!
Кстати, солнышко наверху довольно неплохо припекало. И -25 практически не ощущалось, разве что ногами.
Это - WOW!
Честно не знаю, каким текстом надо сопровождать эти картинки. Я ходил там, как по другой планете. Из-за того, что это были будние дни и к тому же морозные приятным бонусом был факт, что больши никого мне не мешал. Такая красота и вся для меня.
Чтобы снять эти кадры я сначала метра четыре шел по пояс в снегу, а потом залез на сугроб, который оказался ёлкой.
Камера Sony A7 III держалась хорошо, ни одного сбой и глюка. До заката оставалось еще минут 30 и надо было потерпеть.
Вот он я. Стою на Полюд и любуюсь захватывающим зрелищем. Борода уже покрылась инеем, впрочем как и шапка.
Метеостанция.
На вершине Полюда есть метеостанция и телевизионный ретранслятор. Там за символическую плату в 50 рублей можно погреться, можно при желании и переночевать за 2000 рублей. Вдруг вы хотите на рассвет или звезды поснимать ночью.
Перевязал берцы, снова стал чувствовать ноги. А закат тем временем стал намекать, что пора фотографировать.
Все вокруг стало окрашиваться в нереальные оттенки
А свет рисовал чумовые объемы и геометрию
И вот они уже привычные виды стали совсем сказочными!
Если вы спросите меня то на Полюд идти надо именно на закате!
На рассвете солнце с другой стороны и эффект будет не тот
Это уже какое-то запредельное
Для городского жителя увидеть такое, как побывать на другой планете.
Я буквально бегал от по всей площадке. Пытаясь ухватить максимум за 1 закат.
А вид продолжал меняться. Менялись краски, объемы, и мне сейчас кажется, что я не ухватил и 1/10 красоты этого мгновения, но взял все, что только мог.
Пока снимаешь один вид, меняется все, что у тебя за спиной и ты снова бежишь нажимать кнопку спуска. Было ли мне холодно? Не знаю. Не помню. Для оперативности я уже снял перчатки и голыми руками держал камеру.
Каждую минуту, что-то менялось, перекрашивалось.
Я был 100% на своем месте.
Мне не хватает словарного запаса, чтобы достойно описать это все
Кажется я обновил себе все фотообои.
За что так красиво?
Это другой мир! Хочу в NatGeo на обложку!
Свет стал уходить. И краски постепенно растворялись в ночи.
Там вдали дымок - мне кажется это Красновишерск, но не точно.
А можно этот момент поставить на повтор?
Все! Этот день догорел!
В принципе можно было бы задержаться еще минут на 20, но дальше уже пришлось бы ночевать. Так как с ходом солнца стал возвращаться мороз.
А помня про -44 ночью, пережить этого не было в планах.
Полюд, спасибо за такую красоту. Дальше за кадром был спуск вниз, лицо обжигал ледяной ветер, ноги под конец 30 минутного спуска вышли из чата. Камера отогревалась в рюкзаке около 7 часов, так что вечер документировался снова только на телефон и в Instagram.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ