Найти тему
Историк-дилетант

- Ты бывал на Украине? - Да, в Чернобыле...

В апреле 1986 года произошла Чернобыльская катастрофа, круто изменившая жизни многих тысяч людей. Один из них - Рафаиль Накипович Рахматуллин.

Отслужил в армии. В 1986 году работал в ОРСе Большемуртинского ЛПХ. Ему было 22 года, когда 26 сентября райвоенкомат призвал его на военно-полевые сборы. В Красноярске, вместе с другими посадили на поезд до Новосибирска, где их привезли на аэродром и объявили, какая задача стоит перед бойцами.

Р. Рахматуллин в Чернобыле
Р. Рахматуллин в Чернобыле

Военно-транспортный самолет взял курс на Чернобыль. Рафаиля зачислили в полк химических войск воинской части №41173 Новосибирского военного округа. Базировался полк возле деревни Черемошня, в 20 км. от АЭС.

Палаточный городок
Палаточный городок

- Я попал в 3 роту 3 инженерно-технического батальона. В роте была техника: экскаваторы, и поливомоечные машины. так как я по профессии водитель – на одну из них меня и посадили. Нас привезли в момент, когда летние палатки меняли на зимние, утепленные.

Чернобыль - школа боевого мастерства
Чернобыль - школа боевого мастерства

Дали определенный участок дороги возле деревни Терехи Ивановского района Кировской области, этот участок я должен был держать в мокром состоянии. Через полтора месяца меня перевели на УАЗ-469 – возил замкомандира полка по снабжению. Приходилось бывать повсюду: был в г.Припять, Чернобыль.

На рабочей машине
На рабочей машине

В машине был установлен прибор, который измерял и следил за степенью радиации, мы знали какая примерная доза облучения допустима, и какая есть на месте. Из средств химической защиты на нас были только хлопчатобумажные костюмы, пропитанные специальным составом, поэтому стирать их не разрешали. И одноразовый респиратор, который применяли в запыленных помещениях на 1 день.

Агитационные листки
Агитационные листки

Транспорт, который работал в зонах заражения, проходил обработку. если машина была облучена свыше допустимой нормы – её закапывали в могильник. 103 дня провел я в тех краях, а расплачиваться своим здоровьем буду всю жизнь. И не только я, нас много.

В минуты отдыха
В минуты отдыха

И обидно, что государство, хотя и приняло соответствующие документы по отношению к чернобыльцам, но не всегда они работают на местах: в течение нескольких лет мы недополучали то, что нам было положено для восстановления здоровья. А годы шли. Обидно слышать, когда чиновники различного ранга говорят: "А я тебя туда не посылал". Ну не пошел бы я, хотя меня никто не спрашивал, не пошел бы другой, пришлось бы идти брату или сыну этого чиновника. Там были люди - эти сказано всё".

В наши дни
В наши дни