Доверие учителям со стороны родителей и детей носит мистико-иррациональный характер. Учителям доверяют не потому, что они много знают и отличаются высокой ответственностью в исполнении своих обязанностей. Этого мало, если речь идет о сокровенном для родителей – об их детях. Доверяют учителям потому, что другими – безответственными, недобрыми, незнающими и пр. – они и не могут быть по самой своей обязанности воспитывать маленьких людей. Учителя суть вторые отец и мать для ребенка. Эта максима кладется в основание бытия школы. <...>
Авторитет педагогов как идеальная сущность находит свое выражение в существовании школы как духовности, каковой доверяют в абсолютной степени приходящие в нее дети и их родители. Речь идет о бытии школы в качестве персоны, которой на доверительной основе передается сокровенное родителей – их дети. Отдается ради решения проблем воспитания и образования последних. Наличие указанной идеальной сущности проявляется в присутствии в психике детей и родителей концепта (образа) школы как большого доброго и знающего человека, каковому все внятно и все по силам. Названный концепт, или образ, – и это существенно – обладает статусом самодействующего феномена (он и есть зримое воплощение идеальной сущности). Большой и добрый человек (школа в указанном качестве) буквально задает детям и родителя ориентиры нравственно-духовного поведения. Их можно принимать, не принимать, следовать им, уклоняться от них (жизнь есть жизнь) – главное, их нельзя игнорировать в своем поведении, потому как они суть то, чему ты как школьник и как родитель безусловно доверяешь.
Как учитель принимает отводимую ему идеальной сущностью миссию? Принимает как данность. Ему приходится уже с первых дней своей работы в школе решать за ученика, решать за школу – решать, что и как делать. И он, учитель, либо встает вровень со своей миссией, то есть не уклоняется от ответственности и тратится духовно, ища верного решения, и в этом приближается к себе как выразителю идеального, либо бежит от ниспосланного себе и теснится на периферию школьной жизни, исчезая и для себя, и для своих учеников как духовность.
Чем обусловлена необходимость в школе такой идеальной сущности, как авторитет педагогов? Полагаем, доверие есть условие естественного (полноценного) развития ребенка, обретения им себя самого в его социальном бытии. Доверие, доверие безусловное взрослому открывает душу ребенка, делает восприимчивой всему подлинно живому, тому, без чего она не может встать вровень с окружающим. Ребенок, испытывающий доверие взрослому (он может и не осознавать своего доверия), ведет себя как дитя в материнской колыбели: ничто ему не страшно, все его радует и всему он – с доверием – открывается!
(Отрывок из книги "Новая школа. Введение в идеалистическую методологию педагогики". Авторы - А.А. и П.А. Гагаевы, М.: А-проджект, 2020)
Купить книгу в интернет-магазине Лабиринт
Авторы
Гагаев Андрей Александрович — д-р филос. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ, в том числе десяти монографий и шести учебных пособий по проблемам теории познания, истории и теории культуры;
Гагаев Павел Александрович — д-р педагог. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ, в том числе восьми монографий и трех учебных пособий по проблемам истории и философии отечественного образования, теории текста как культурно-исторического феномена. Почётный работник высшего образования РФ.
Сообщество издательства "А-проджект" ВКонтакте