Найти тему
Стоит Посмотреть

Фильм "Баллада о Нараяме"

"Баллада о Нараяме " - это японский фильм необычайной красоты и изящной искусственности, рассказывающий историю поразительной жестокости. Какое пространство она открывает между своими истоками в стиле Кабуки и темой голодания в горной деревне! В деревне существует традиция поднимать тех, кто достиг 70-летнего возраста, на склон горы и оставлять их там умирать от холода.

Фильм Кейсуке Киношиты 1958 года рассказывает свою историю с намеренной искусственностью, используя сложную декорацию с дорожкой рядом с бурлящим ручьем, матовыми картинами для фона, туманом по вечерам Дьюи и освещением, которое в драматические моменты опускает фон до черного, а затем снова вызывает реалистичное освещение. Некоторые из его экстерьеров используют черные передние планы и кроваво-красные небеса; другие используют серые и синие. Как и в театре кабуки, есть одетый в Черное рассказчик, который рассказывает нам, что происходит.

Эта искусственность поддерживает историю, которая содержит большой эмоциональный заряд. Кинуйо Танака играет Орина, 70-летнюю вдову, чья отставка перед лицом ее традиционной судьбы резко контрастирует с поведением ее соседа Мата (Сэйдзи Миягути), который яростно протестует против своей судьбы. Их семейные отношения также противоположны; в то время как сын Орина Тацухей (Тэйдзи Такахаси ) любит свою мать и не имеет никакого желания нести ее вверх по склону горы, семья маты уже отрезала ему еду, и он бродит по деревне как отчаянный мусорщик; Орин приглашает его войти и предлагает ему миску риса, который он жадно поглощает.

В противовес ее смирению и нежеланию сына привести приговор в исполнение мерзкий внук Орина Кесакити (данши Итикава) не может дождаться, когда покончит со старухой, и начинает петь песню, высмеивающую тот факт, что в свои 70 лет она сохранила все 33 своих первоначальных зуба. Это подхватывают жители деревни, которые материализуются как мстительный хор, их песня подразумевает, что она сохранила зубы из-за сделки с демонами. Горя желанием заслужить свою участь, Орин сильно кусает камень, и когда они снова видят ее, ее рот обнажает окровавленные обрубки.

Эта резкая образность контрастирует с тем, как фильм строится вокруг песни и танца. Хотя она написана в стиле Кабуки, она основана не на реальной пьесе кабуки, а на романе. Я полагаю, что Киношита прав, представляя свою историю в таком стилизованном виде; его форма позволяет ей стать скорее басней, чем повествованием, и, следовательно, более терпимой.

Его декорации и задники отражают смену времен года с пышной красотой: весна, лето, красные листья осени, затем зимние снега на склонах Нараямы. На вершине горы черные дрозды садятся на снежные скалы, а камера использует боковые движения, чтобы пронестись по пустынному ландшафту. Наконец, положив свою мать на пустое место на горе, Тацухей с облегчением встречает снег: она замерзнет быстрее. Это он может петь только для себя, потому что путешествие на гору имеет три строгих правила:

  1. Вы не должны говорить после начала Нараямы
  2. Будьте уверены, что никто не увидит, как вы уходите утром
  3. Никогда не оглядывайтесь. Его верность идет вразрез с приключениями испуганного соседа Маты, который появляется вскоре после того, как связан по голове и ногам, волоча протестующего сына ("Не делай этого!").

Доброта и смирение Орина находятся в центре этой истории. В частности, обратите внимание на ее любезный прием для Тамы (ЮКО Мочизуки), 40-летней вдовы, которую она решила сделать идеальной новой женой для своего сына-вдовца. Известная своей способностью ловить форель, когда никто другой не может, она ведет Таму через лес туманной ночью и открывает тайное место под скалой в ручье, где всегда можно найти форель. Эта тайна так и не была раскрыта ее первой невестке. Она даже хочет умереть до того, как появится ее первый внук. Она хочет избавить деревню от голодного рта.

Некоторые сочтут поведение Орина странным. Так оно и есть. Возможно, в годы, вскоре после Второй мировой войны, она предназначена для восхваления способности японцев представить принятие перед лицом ужасного. Вы можете присоединить любой набор параллелей к притче Киношита и заставить их работать, но это, кажется, подходит.

Кейсуке Киношита (1912-1998) принадлежит к тому же поколению, что и Акира Куросава Говоря, что идеи быстро возникли в его уме, он перемещался между периодами и жанрами и сделал 42 фильма в первые 23 года своей карьеры. Он сразу же увлекся кинематографом; фильм был снят в его родном городе, когда он был в средней школе, и он убежал в киностудию в Киото. Семья заставила его вернуться домой, но позже отказалась от своих карьерных планов. Не имея высшего образования, он скромно начинал свою карьеру в качестве фотографа на съемочной площадке и постепенно продвигался вверх, посылая один сценарий за другим начальнику студии.

Он снимал драмы, мюзиклы, триллеры, мюзиклы, все что угодно, но больше никогда не снимал таких фильмов, как "Баллада о Нараяме"." В своем прозаическом противопоставлении судьбы и искусства она оставляет неизгладимое впечатление. Тама, вторая невеста тацухея, говорит ему: "когда нам исполнится 70, мы вместе пойдем вверх по Нараяме."

"Баллада о Нараяме" - это новый DVD-релиз в коллекции Criterion.