Паровозик идёт до Скорбящей,
И гудочек его щемящий
Откликается над Невой.
А. А. Ахматова
Мой брат, художник, какое-то время жил и работал в Сибири, и вот оттуда он привез мне небольшую (походную) иконку, Образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Меня очаровала живописная миниатюра — так изящно выписаны лики и такие яркие праздничные цвета, в традиции русской иконописи, не могут оставить равнодушным любителя русского искусства. Несмотря, на значительные утраты красочного слоя, общее представление о великолепии образа сохранилось. Честно признаюсь, что значительную часть утрат икона получила уже при моем хранении. Неспокойные годы, с частыми переездами, не позволили мне должным образом сохранить реликвию.
Оказалось, что это непростая иконка образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость», дающая нагим одеяние, а больным исцеление, а особая ее разновидность, с так называемыми грошиками. И меня, как нумизмата, заинтересовала ее чудесная история, захотелось побольше узнать об этой самой «нумизматической» в русской иконописи иконе.
Первоначальные следы приводят нас в Москву, в церковь «Всех скорбящих Радость» (Преображенский храм) на Большой Ордынке. С 1643 г. в храме находилась икона «Всех скорбящих Радость», и в 1688 году она прославилась как чудотворная.
С ее помощью исцелилась умирающая сестра патриарха Иоакима, Евфимия, что зафиксировано в церковной литературе. С того времени верующие потянулись помолиться и приложиться к образу, дабы получить исцеление от всяких недугов. С иконы стали делать многочисленные списки (копии) и распространять по городам и весям всей России. И, как утверждается в официальном издании Православной церкви, «многие из них (списков) также прославились чудотворениями».
Такую копию сделали и для царевны Натальи Алексеевны, родной сестры Петра I. В 1711 году она увезла образ в Петербург, куда в связи с преобразованием города в столицу переехали царственные особы и чиновники государственных учреждений. Копия образа находилась сначала в домовой церкви Воскресения Христова при дворце царевны; там же были устроены больница для бедных и богадельня с отделением для приема младенцев. В царствование Елизаветы Петровны специально для чтимой иконы был построен большой каменный храм, который получил название Скорбященский.
Копия с какого из списков, привезенных из Москвы, была установлена в храме, установить не удалось. Трудность заключается в том, что не было строгих установлений при написании копий, и вариантов иконы существует достаточно много, чтобы посвятить этой теме специальное исследование. К тому же храмы разрушались, перестраивались, иконы переносили из одного места в другое, некоторые были утеряны, особенно в период гонений на церковь.
По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к Ней: «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление».
Божия Матерь здесь показана в окружении бедствующих людей, раздетых, больных, голодных, а также ангелов, совершающих благодеяния от Ее имени. Сама Заступница пишется на иконе во весь рост, в царском одеянии и с венцом на голове. Над Ней в облаках восседает Иисус Христос, который в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Справа — Бог Саваоф, между ними — животворящий крест, над ними — Святой Дух в виде голубя. Известны разные иконографические типы образа, причем многие из них разительно отличаются от «первоисточника».
Даже в самой церкви присутствуют сувенирные иконки, далекие от «оригинальной» иконы, которая находится тут же, но скрыта в киоте и под окладом. В искусстве трудно проверить алгеброй гармонию, в изучении истории икон — тем более, приходится принимать на веру устные предания. Копии имеют Благословение митрополита Волоколамского Илариона.
Это, собственно, была предыстория, а история начинается с 1888 года. Речь пойдет о так называемом «петербургском списке», где Божия Матерь изображалась в полный рост, без Божественного Младенца. Левая рука Ее протянута к изображенным подле больным, а правая указывает им на Спасителя. «Голова Богородицы покрыта белым покрывалом, верхняя одежда темно-синего цвета, а нижняя — темно-красного; сзади Царицы Небесной изображены зеленеющие ветки райских деревьев. Богородицу окружают люди, жаждущие исцеления и заступничества, и посланные для утешения их Ангелы, указывающие на Приснодеву — источник неиссякаемой и всепобеждающей Радость. На свитках — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери: «нагим одеяние», «больным исцеление». Вверху иконы изображен Спаситель на облаках, правою рукою благословляющий, а в левой держащий святое Евангелие». В то время один из таких списков иконы «Всех скорбящих Радость» находился в часовне на Императорском Стекольном (Стеклянном) заводе в окрестностях Петербурга. Сама часовня была построена в XVIII веке для иконы Тихвинской Божией Матери, которая была обретена в водах Невы неподалеку от этого места. Позже в этих местах спасся купец Матвеев — во время переправы через реку лодка затонула и все погибли, кроме него. Он и подарил в часовню икону, которой благословила его мать, Образа Богородицы «Всех скорбящих Радость», в знак своего спасения.
23 июля 1888 года разразилась гроза, молния ударила в часовню, случился пожар. Икона чудесным образом уцелела, только упала на кружку с монетами, и монеты прилипли к ней. Потемневший от времени и копоти лик просветлел. И вот этот образ получил название Образа Пресвятой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Известны подробности: будто бы икона висела на шнурке, он обгорел, и икона упала на кружку. Кружка разбилась, а находящиеся в ней мелкие медные монеты чудесным образом прилипли к иконе. Двенадцать монет (по другим источникам одиннадцать) прилипли, а потом одна отпала.
Кстати, уместно отметить, что в традиции существовал обычай, помимо драгоценностей (колец, цепочек и других украшений), привешивать на чтимые иконы серебряные монеты, но в Указе Петра I от 19 января 1722 года сказано: «…отныне впредь во всех Российскаго государства церквах привесов к образам, то есть златых и серебреных монет, и копеек, и всякой кузни и прочаго приносимаго, не привешивать».
В данном случае монетки сами чудесным образом прилипли к иконе. Весть о чуде моментально распространилась по Петербургу, а потом и по всей Российской империи. Паломники потянулись к часовне.
Со Знаменской площади, где находился Николаевский вокзал, до заветной часовни на Стеклянном заводе было удобное сообщение на паровом трамвае. Некоторые могли пользоваться водным путем по Неве, так как часовня находилась на берегу реки.
Очевидно, все варианты иконы с грошиками имеют точную отправную датировку не ранее 23 июля (5 августа) 1888 года. Что интересно, на некоторых иконах есть надписи, подтверждающие, что это точная копия, но легко убедиться в отличии от образца даже по количеству грошиков (от семи до тринадцати) и их расположению. К тому же, на оригинале к иконе прилипли настоящие монеты, а на «точных» копиях нанесены рисунки в виде кружочков с символами, как и на иконке, привезенной моим братом из Сибири. Символы самые разнообразные, в виде дробей (½, подразумевалась монета полкопейки), вензеля императора, вплоть до фантазийных рисунков монет. Но есть и образцы с настоящими монетами и даже с церковными монетовидными жетонами.
Рассмотрим эти иконы с нумизматическим подходом и критериями с целью констатации фактического материала предметов нумизматики на иконах. Нисколько не пытаюсь умалить значение Образа Божией Матери для верующих и не подвергаю сомнению религиозную составляющую списков (копий).
На оригинальной иконе мы видим восемь монет образца 1867 г. Номинал — ½ копейки и одна, в правом нижнем углу, ¼ копейки (меньшего размера). Итого девять монет. Причем, сравнивая изображение иконы со старинной фотографией, обнаруживаем, что один грошик с левого колена на образе Богородицы пропал, а над правым плечом — появился. Какая монета отпала и куда она делась, неизвестно.
Вот пример из музея религии в Санкт-Петербурге.
Тут мы видим одиннадцать медных монет образца 1867 года номиналом ½ копейки. Две монеты с вензелями императора Николая II не могли никоим образом оказаться на иконе в 1888 году, следовательно, с искусствоведческой точки зрения точной копией эту икону назвать нельзя. Можно предположить, что копия сделана в правление императора Николая II или позже. К сожалению, не удается разглядеть годы выпуска монет, которые расположены реверсом к зрителю. Возможно, есть на иконе еще экземпляры времен правления Николая II. На оригинале, насколько мне известно, должны быть монеты с вензелями Александра II или Александра III (напомню, там восемь монет номиналом — ½ копейки и одна монета номиналом ¼ копейки).
В правом нижнем углу мы видим монету ½ копейки серебром императора Николая I образца 1839 года (в соответствии с изображением на аверсе и размером). Может быть, это та самая монета, которая отпала в свое время и была установлена на этой иконе на основании сокровенного знания.
В 1998 году, в память 110-летия чудесного прославления иконы, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II образ получил название «Санкт-Петербургской иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками».
Статья написана в период пандемии коронавируса COVID-19, на самоизоляции. Основные материалы взяты из свободного доступа в интернете, в том числе и фотографии икон, поэтому возможны дополнения или исправления. Особенно хотелось бы услышать мнение читателей из Санкт-Петербурга, который мне не удалось посетить по вышеозначенной причине. Там находятся два списка иконы, которые хотелось бы ближе рассмотреть (фото из интернета не дает такой возможности).
Материалы, использованные в статье:
1. Икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Официальный сайт. Русская православная церковь. Московский Патриархат. Санкт- Петербургская Епархия.
2. Православный церковный календарь с описанием 100 икон Божией Матери. М., 2004 г.
3. Уздеников В. В. Монеты России 1700–1917. 4 издание. М., 2011 г.
4. Рзаев В. П. Энциклопедия российской нумизматики в 3 т., 2018 г.
5. Журнал «Водяной знак» №2 (106), апрель 2014.
6. Фото 1, 2, 5 — автора, остальные из свободного доступа в интернете.
Евгений Кривоносов
Посвящаю Л. Б.
Альманах ДЕНЬГА №1 (31) / 2021