Сайлентблок является элементом ходовой части – технически сложной системы современного автомобиля. Как и другие компоненты, деталь имеет рассчитанный ресурс, по истечению которого ее заменяют на новую. Замена сайлентблоков передних задних рычагов является распространенной работой в рамках проведения технического обслуживания.
Об устройстве, признаках неисправности и правильной установке сайлентблоков, расскажем далее.
Устройство сайлентблоков
Деталь представляет собой пару стаканообразных втулок, отделенных слоем тугого амортизирующего материала (резиновой или полимерной).
Внутренний стакан имеет выемку-разъем для присоединению к рычагу. Внешний представляет собой корпус, на котором могут быть кронштейны или выступы под крепление к последующему узлу. Оба элемента – металлические, размером в несколько сантиметров.
Какую роль выполняет в автомобиле
Сайлентблок выполняет 2 основные функции:
- в качестве шарнира соединяет части подвески;
- амортизирует – гасит вибрации при передаче усилия между узлами.
Сайлентблоки применяют в передней и в задней части подвески. Они устанавливаются между рычагами и подрамником. На один рычаг приходится 2 сайлентблока:
- один из которых относительно лицевой части автомобиля находится ближе, и называется – передний сайлентблок переднего рычага;
- второй расположен за ним, ближе к задней части – задний сайлентблок переднего рычага.
Аналогичная ситуация с задней подвеской. Но, например, в Вольво XC90 I деталь называется сайлентблок задних продольных рычагов.
Если сайлентблок выходит из строя, это сразу отражается на качестве езды. Исправить ситуацию поможет только замена сайлентблоков передних или задних рычагов.
Наибольший износ сайлентблока происходит из-за динамической нагрузки, в результате которой изнашивается упругая вставка. Находясь в месте излома линий действия сил, деталь принимает на себя наиболее высокие нагрузки.
Признаки износа детали
О наличии неисправности первым делом оповестит посторонний звук, возникающий при преодолении неровностей. Чем серьезней проблема и сильней износ сайлентблока, тем больше неустойчивость автомобиля на дороге. Это выражается в постоянной необходимости подруливать и выдерживать траекторию движения. Особенно чувствуется при движении по прямой.
Возможна даже потеря управляемости.
К признакам проблем с сайлентблоком говорит повышение износа покрышек. Он проявляется как неравномерность истирания. Также возникает инертность (заторможенность) реагирования автомобиля на движения руля.
Как выполняется проверка степени износа сайлентблоков
Окончательный “диагноз” ставится после осмотра сайлентблока.
Для проведения проверки нужна эстакада или яма, чтобы можно было увидеть состояние подвесной части. Оценивается внешний вид сайлентблока: наличие механических загрязнений, целостность амортизирующей и металлических частей, отсутствие трещин или надрывов.
При выходе сайлентблоков из строя рычаги становятся несимметрично и даже криво, что влияет на сход-развал. Также появляется люфт из-за надрыва резиновой части.
Профилактические осмотры рекомендуется проводить каждый 40-50 тыс. км. Замену следует производить через 100 тысяч км пробега или раньше, если дорожные условия оставляют желать лучшего.
Демонтаж и правильная установка сайлентблоков
Работа по замене сайлентблоков задних рычагов занимает около 3-4 часов.
Для разборки узла потребуются гаечные ключи и молоток. Если деталь заржавела или сильно загрязнена сначала выполняется очистка. Чтобы демонтировать сайлентблок необходимо поднять кузов.
Закрепляющая гайка (или болт) снимается, двигается рычаг – для получения доступа к тыловой части сайлентблока. Перед тем, как снять сайлентблок с рычага, нужно убедиться в отсутствии зацепления втулки с окружающими предметами.
Деталь снимается с оси стягиванием и бережным сбиванием. Для этого существует специальный съемник, либо можно обойтись струбциной или тисками: зажатый сайлентблок сбивается молотком.
У снятого сайлентблока оценивается состояние внутренней части и делается вывод о необходимости замены сайлентблока передних и задних рычагов. Деталь не поддается ремонту, при сильном износе ее меняют на новую.
Для обратной сборки шарнира необходимы:
- пресс;
- оправки (для выпрессовки и запрессовки втулок на рычаги);
- слесарные молоток и монтажный ломик.
Установка сайлентблоков – самый сложный этап ремонта: впрессовывание требует максимальной собранности и аккуратности.
Затягивание крепежа проводится под нагрузкой: после монтажа всех деталей домкрат убирается, появляются естественные усилия на механизм и проводится полное затягивание. Оценка правильности установки сайлентблока завершается визуальным контролем сборки.
Заключительным этапом выполняется диагностика и сход-развал.
Новая деталь должна приработаться под нагрузкой, поэтому первые несколько километров после замены заднего сайлентблока переднего или продольных рычагов эксплуатировать автомобиль следует на ровной поверхности.
Особенности замены сайлентблока на Вольво
Сайлентблоки на автомобили Вольво рекомендуется приобретать оригинальные, в крайнем случае, качественные аналоги. Ремонт лучше проводить в сервисных центрах, у опытных мастеров со специальным инструментом. Это обусловлено повышенной сложностью процесса. Кроме того, неправильно установленная деталь, напрямую скажется на безопасности вождения.