Найти тему

За что разрубили Джибелли

Советский лётчик Примо Джибелли
Советский лётчик Примо Джибелли

В Подмосковном Зарайске стоит неприметный памятник, на котором выечены два автографа под барельефами и ничего не разъясняющая плита розового гранита на бетонной спирали. А, между тем, это монумент двум лётчикам, первым Героям Советского Союза, которым это звание присвоено за боевые заслуги — Борису Туржанскому и Примо Джибелли. Оба они учились летать в Первой школе военных лётчиков, переведённой из Гатчины и Одессы в Зарайск. В 1921 году школу окончил 31 пилот, в 1922 году — 33 пилота. Как итальянец стал не только советским лётчиком, но и Героем Советского Союза?

Революционер по духу

Примо родился 27 декабря 1883 года в Милане, в семье итальянского столяра. Воспитывал его дед, бывший гарибальдиец. Затем родители переехали в Турин. С 12 лет Примо воспитывали родственники во французском Безансоне, недалеко от Швейцарской границы. Там он окончил три класса местной гимназии, после чего вернулся в Турин, поступил в вечерний техникум и устроился на работу сначала в мастерскую, а потом на фабрику «Фиат» по производству двигателей, где занимался испытанием авиационных моторов.

И тут его захватила революционная борьба. Джибелли сагитировали вступить в Молодежную социалистическую федерацию. Он вступил и стал её активистом. В это время он познакомился с журналистом-социалистом Антонио Грамши (1891—1937), к этому времени окончившим Туринский университет. Будущим основателем и руководителем коммунистической партии Италии. Вместе они организовывали рабочее движение в городе. Вскоре Джибелли арестовали, но в нём нуждалось производство. И его выпустили.

С началом Мировой войны Джибелли, как специалист по авиамоторам, не был призван в итальянскую армию. Он продолжал трудиться и агитировать против войны. С энтузиазмом воспринял свержение самодержавия в России. Его антивоенные выступления не остались незамеченными властями: его вновь арестовали, но пребыванию в тюремных застенках он предпочёл мобилизацию. Однако повоевать ему не довелось, его даже не успели отправить на передовую — война к тому времени закончилась. Он вернулся на «Фиат» в конце 1919-го, однако в сентябре 1920-го его уволили за организацию забастовки. Его манила страна победившего социализма и борьба за его идеалы. В начале 1921 года Джибелли эмигрировал в Советскую Россию. Устроился в Москве водителем грузовика. Интенсивно учил русский. К концу года добровольцем вступил в Красную Армию и был направлен на учёбу.
7 ноября 1921 года вступил в ряды РКП(б) ( партийный билет №0429213) . Курсантом стрелкового училища командирован на Украину, где отремонтировал двигатель вышедшего из строя двухпулемётного итальянского броневика «Изотта-Фраскини» , после чего был назначен его командиром. 12 апреля за смелость, проявленную в боевом столкновении с противником, ему была объявлена благодарность. Командовал недолго. Как способный технический специалист, был направлен в Зарайскую школу лётчиков №1. По окончании, 1 декабря 1923 года, приписан к отряду «Ильич» в Украинский (до разделения на Киевский и Харьковский) военный округ. За год стал командиром звена.

Взлёт до падения

В 1924 году Джибелли женился. Служил на Северном Кавказе и в Закавказье. Боролся с дашнаками. Однажды его самолёт был подбит, но от плена спасло знание. Произведя ремонт после вынужденной посадки своими руками, он умудрился взлететь под носом приближающегося врага. В 1926 году во время воздушной разведки в горах, был сбит и пленён. Однако после допроса умудрился угнать французский аэроплан с английским военным советником, за что был награждён орденом Красного Знамени.

Весной 1928-го в «нелётную» погоду взлетел и отыскал в Азовском море унесенную штормом льдину с рыбаками. За этот подвиг его наградили именным оружием и Почётной грамотой ВЦИК.

И тут фортуна отвернулась от лихого лётчика. В 1933 году перешёл на работу лётчиком-испытателем в НИИ ВВС. Стараясь подражать Валерию Чкалову, решил пролететь под мостом в Москве. В результате неудачной попытки зацепил опору моста и утопил разбитый аэроплан в Москве-реке. Джибелли после излечения попал под суд и был уволен. Без работы, конечно, не остался: устроился на авиаремонтный завод мотористом, потом некоторое время работал на автозаводе имени Сталина в Москве.
В 1934 году родители Примо Джибелли также эмигрировали в СССР.

Смыть позор кровью

Желая реабилитироваться в глазах товарищей и партии, в 1936 году в составе первой группы добровольцев отправился в охваченную Гражданской войной Испанию, защищать республиканское правительство. С сентября в составе «Иностранной группы», в советской терминологии — «1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи» или, как её называли республиканцы, «Эспанья», базирующейся в Альбасете, под псевдонимом «Кольдеро», на двухместном французском лёгком бомбардировщике-биплане устаревшей конструкции «Бреге» Br.19 (Breguet XIX) летал в тыл к франкистам, бомбил их позиции, участвовал в воздушных боях, проявляя при этом высокое лётное мастерство и личную храбрость.

В октябре «Бреге» Джибелли был серьёзно повреждён во время боевого вылета, после чего его «пересадили» на двухмоторный более современный французский бомбардировщик «Потэ 54» (Potez 54, модификации Р.542 с моторами «Лоррэн» и пулемётами «Виккерс» калибра 7,69 мм; в литературе часто встречается название «Потез», а лётчики прозвали его «Протез» ).

-2

Характеристики самолёту советскими лётчиками давались самые лестные. Волкан Горанов (1904— 1987): «Машина очень лёгкая в пилотировании, маневрировать на ней легко». Лейтенант Иван Николаевич Шаров (1909— 1944): «Управление очень лёгкое, легче, чему СБ ... Обстрел, безусловно, лучше, чем у СБ». Григорий Илларионович Тхор (1903—1943): «Применение моторов с разным направлением вращения улучшает управляемость и маневренность». Штурман Кузьма Терентьевич Деменчук (1909—2002): «На этом самолёте работать очень удобно, т.к. в кабине много места, есть стол и можно хорошо расположиться». Стрелок-радист Пётр Павлович Десницкий (1911—1993): «Стрелковая кабина на «Потезе» оборудована хорошо, пулеметы работают неплохо».

Лётчики отмечали комфортабельные кабины, удобно расположенные приборы, убиравшееся и выпускавшееся без проблем шасси, надёжные тормоза, отличную связь между членами экипажа, хороший обзором и обстрел: верхняя и нижняя турели вращались на 360 градусов, носовая также имела широкое поле обстрела, а продуманное экранирование позволяло стрелкам работать без очков. Конструкция протектированных топливных баков, которые, в случае попадания в самолёт и возгорания, просто сбрасывались, привлекла внимание руководства советских ВВС, и в Испанию ушло указание доставить один такой бак в СССР для изучения. Однако при всех плюсах, французский «Потэ» существенно уступал советскому СБ (скоростному бомбардировщику АНТ-40 конструкции
А.Н. Туполева) в скорости.

Стал Героем

4 ноября двум экипажам, включая самолёт Джибелли, была поставлена задача уничтожить огневые позиции мятежников западнее Мадрида. При заходе на цель из облаков показались девять истребителей «Хейнкель» (Heinkel Не.51), но атаку на бомбардировщики республиканцев сорвали одиннадцать истребителей прикрытия И-15. С «курносыми» (республиканцы называли советские бипланы И-15 «чатос» — курносые) и завязался воздушный бой. Бомбардировщики же «накрыли» цель и без потерь вернулись на свой аэродром. И-15 в ходе боя сбили четыре «Хейнкеля», включая истребитель командира группы.

10 ноября бомбардировочной эскадрилье была поставлена задача подавить ударом огневые точки мятежников юго-западнее Мадрида в районе Алькорсина. Четыре бомбардировщика, поднявшись в воздух с аэродрома в Альбасете, пошли на цель под прикрытием восеми истребителей, однако при выходе из облаков снятый с командиров эскадрильи и обвинённый в пособничестве франкисам капитан Ла Рокка, не обнаружив «Поте» Джибелли и истребителей сопровождения, отказался выполнять задание и по радиосвязи приказал оставшимся бомбардировщикам уходить на аэродром в Алькала-де-Энарес. Джибелли тем временем совершил 13 заходов на цель, что было неоправданным риском. В результате самолёт был подбит с земли. Впоследствии Кузьма Деменчук вспоминал: «Спустя несколько часов от командования наземных войск стало известно, что на цель, которую должна была бомбить вся эскадрилья, нанесён удар одним «Потезом». При выполнении боевого задания самолёт был сбит зенитной артиллерией, загорелся и упал на территорию противника. Бойцы пехоты видели, как от горящего самолёта отделилось несколько человек на парашютах».

Израненный экипаж покинул самолёт на парашютах практически над линией фронта, но ветром лётчиков отнесло на территорию, занятую воинской частью франкистов, прибывшей из Марокко. Членов экипажа расстреляли на месте, а Джибелли пытали, и, как впоследствии показала медицинская экспертиза, ещё живого четвертовали.

На следующий день (по другим данным, 15 ноября) при налёте на Мадрид с самолёта легиона «Кондор» германских добровольцев (4 эскадрильи бомбардировщиков и 4 эскадрильи истребителей), воевавших на стороне Франко, в районе блок-поста республиканцев на парашюте сбросили тюк, в котором находилось изрубленное на куски тело советского лётчика-итальянца, в правой руке которого была зажата записка: «Этот подарок высылается для того, чтобы командующий воздушными силами красных знал, какая судьба ожидает его и всех большевиков! Так будет с каждым иностранцем ». Впоследствии Франциско Франко отрицал, что подобный факт имел место, но ему были предъявлены фотографии и представлены свидетельства очевидцев.

-3

***
31 декабря 1936 года Постановлением ЦИК СССР «за образцовое выполнение специальных и труднейших заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм» Примо Анджелович Джибелли удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно). В сентябре 1948 года Розе Бьянки — матери Примо Джибелли — была назначена персональная пенсия от правительства СССР.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!