Западный капитал возвращался в Россию спустя несколько лет после революции, став важной частью проводимой в стране Новой экономической политики.
«Россия во мгле»
Хозяйственная жизнь страны фактически прекратилась — крупные промышленные предприятия встали, иностранные капиталисты покинули страну, а сельское хозяйство оказалось фактически разорено бесконечными военными действиями. По многим отраслям промышленности (например, добыче меди) производство упало до нуля. Остальные просели в несколько раз.
Большевистское руководство ещё в 1918 году понимало, в каком положении находится экономика и осознавало необходимость привлечения денежных средств из-за рубежа. Летом в Москве даже побывала британская делегация во главе с Уильямом Кларком, чтобы обсудить возможные пути сотрудничества — однако начавшаяся интервенция стран Антанты помешала реализоваться этим стремлениям.
Тем не менее, несмотря на обвинения в адрес западных капиталистических стран в попытках «задушить революцию», по всей видимости, часть большевиков не теряла интереса к возможному возобновлению переговоров. Тем более, что даже в годы Гражданской войны Москва рассмотрела одно такое предложение, поступившее из Норвегии и касавшееся соединению Оби и Балтийской железной дороги.
Главконцесском: контроль со стороны правительства
Советская Россия, несколько лет жившая в реалиях военного коммунизма, теперь должна была перестроить свою экономическую жизнь, чтобы иностранные предприниматели чувствовали себя комфортно в непонятной для них стране.
Специально для этих целей был создан подконтрольный Совнаркому Главный концессионный комитет с разветвлённой сетью отделов. Они обеспечивали деятельность концессионеров и контроль над ними в различных областях — от информационной до юридической.
В контроле над иностранными бизнесменами деятельное участие принимала и ВЧК-ОГПУ, причём оно заключалось не только в защите государственной безопасности. Экономический отдел чекистского ведомства подробно анализировал деятельность предприятий, составлял отчёты и направлял их в правительство.
Иностранные предприниматели в СССР
Успешному осуществлению концессионной политики способствовала международная обстановка и действия советской дипломатии — большое количество предложений было направлено большевикам после Генуэзской конференции, на которой Москва начала выходить из международной изоляции. В 1922 году в Россию поступили сотни предложений от иностранных предпринимателей о приобретении концессий, которые, согласно планам большевиков, касались в основном деревообрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых.
Именно Германия оказалась главным торговым партнёром и источником концессий для Советской России в 1920-е годы — около трети всех предложений шло именно оттуда.
С помощью концессий большевики планировали восстановить на своей территории военную промышленность, в том числе ту, которая касалась боевых отравляющих веществ — в 1923 году стороны организовали смешанное акционерное общество «Берсоль» и в Самарской области на основе уже существовавшего завода приступили к реализации планов.
Помимо немцев, военные круги которых на фоне поражение в Первой мировой войне преследовали собственные, профессиональные, интересы, выделяли деньги и вели бизнес в России и представители других стран, совершенно не заинтересованные в оружии или боеприпасах. Например, одним из крупнейших западных бизнесменов, промышлявших в советской России, стал Арманд Хаммер, чьи активы присутствовали в большом количестве предприятий. Американец владел концессиями на уральских Алапаевских рудниках, ему же принадлежал завод по производству письменных принадлежностей.
Англичане также участвовали в разработках полезных ископаемых на территории СССР. Например, печально известные в царскую эпоху Ленские рудники — фирма «Лена-Голдфилдс» фактически с нуля возродила работы и привезла квалифицированных инженеров из Туманного Альбиона.
В Советский Союз приезжали не только бизнесмены и предприниматели — возрождение промышленности стало вызовом для многих сочувствующих западных рабочих и инженеров, которые приезжали в Россию в частном порядке.
Конец НЭПа. Почему не вышло?
Пик концессий пришёлся на первые несколько лет НЭПа — уже к середине 1920-х годов у западных бизнесменов идея вложить свои деньги в советскую Россию вызывала всё меньше и меньше энтузиазма. Это было вызвано, прежде всего, особенной политикой большевиков по отношению к рентабельным фирмам, показывавшим стабильную прибыль в течение долгого времени. Убедившись в хорошем финансовом положении предприятия, чиновники стремились, используя бюрократические уловки, достичь расторжения договора и перехода концессии в собственность государства на постоянной основе.