Найти в Дзене

Использование понятия близости в социальных науках

Социологический контекст понятия близости может быть связан с ана­логией физическим закономерностям, где известно, что вокруг обдуваемого жидкостью или газом тела образуется пограничный слой, физические свой­ства среды в котором совер­шенно отличаются от более отдаленных участков. Применим эту за­кономер­ность к свойствам социума. Замечено, что близкие социальные связи или бли­зости вызывают иные процессы, чем дальние связи. Будем считать, что в ка­честве тела выступает индивид. Если индивиды в соци­альной среде сблизи­лись настолько, что осуществился языковой, визуаль­ный, ментальный кон­такт, то есть осуществилось социальное взаимодейст­вие, то тогда возникла социальная близость. Она возникает в семье, в учебном классе, трудовом коллективе, клубе, рынке, па­рик­махерской, на транспорте. Если че­ловек проработал в органи­зации не­сколько лет, то возникла близость между этим работником и дан­ной соци­альной организацией. Если человек некоторое время прожил в том или ином населенном пункте, то возникла близость ме­жду ним и этим местом.

В обыденной русской речи слова «близость» и «близкие» имеют вполне оп­ределенные смыслы, связанные с доверительными духовными, сексу­альными отношениями (первое слово), а также относятся к родственникам (второе слово). Нам хотелось бы уйти от частных смыслов слова «близость» и близости и придать близости социально-научный смысл. Мы не будем особо рассуж­дать о духовной близости, потому что в этом явлении присут­ствует много ин­тимного и труднодоступного внешнему наблюдению. Од­нако в процессе сближения играет важную роль понятия любви, симпатии, интереса. В виде некоторого обоснования сошлемся на С.Франка: « Обще­ние, будучи некой на­шей связью с тем, что есть вне нас, вместе с тем вхо­дит в состав нашей внут­ренней жизни, есть ее часть, и притом фактически весьма существенная часть. Мы имеем здесь парадок­сальный … случай, когда нечто внеш­нее не только совмещается с «внутренним», но и слива­ется с ним. Обще­ние есть явление, которое одновременно и сразу есть и нечто «внешнее» для нас, и нечто «внут­реннее»» 1 .

Если жизнь дана, то она должна быть наполнена теми или иными со­бы­тиями. Они происходят именно с каждым человеком, и нельзя, видимо, одно­моментно иметь события в разных местах пространства. Будем счи­тать, что их можно иметь только последовательно, например, при сближе­нии друг с дру­гом, надолго и/или периодически сближаясь для выполнения тех или иных общих дел, часто в специальных учреждениях. Люди в своей жизни в массе своей просто пользуются возможностями, которые им пред­лагает мир. На бы­товом уровне это касается окружающих их сущностей: людей, вещей, мест обучения для детей, жительства, работы, отдыха. Все это и составляет собст­венно их жизненный мир. Это замечание относится к обывателям, то есть лю­дям, выбирающим стереотипные действия. Некото­рые же выбирают малорас­пространенные пути, создают некие уникальные, новые действия, по которым потом пойдут или воспользуются уже другие люди, то есть создают новые возможности мира.

Выборы людьми часто случайны. Поведение людей часто связано с тем контекстом, в который по­мещены ин­дивиды. По сути «случай» - это объяснение того, что в жизни большое значение имеет ситуация «оказаться рядом» (например, как сту­денты в общежитии, или кол­леги в организации) 2 . Категория «случая» имеет содер­жательное сходство с категорией «присутствие 3 ». Для людей важны близости. Бли­зости историче­ских событий ко вре­мени их жизни, простран­ственной бли­зости и даже по­груженности в исто­рические события, близо­сти людей. В близостях содер­жится загадка. Суть их в том, что у других людей, с кото­рыми человеку инте­реснее всего, при­мерно тот же, но отлич­ный все же образ ближней истории. И люди в про­цессе общения форми­руют некий ментальный мир, который Э.Дюркгейм обозначил как коллек­тивное созна­ние или коллективные пред­ставления. И в этом случае в них формируются стереотипы, социальная па­мять. В кон­цепции Я.Морено присутствует по­нятие о социономе, как соци­альном атоме, которое вклю­чает в себя инди­вида и его ближнее окружение (рефе­рентную группу). Из «Системы со­циологии» П.Сорокина следует, что при возникновении бли­зости взаимо­действие осуществляется обязательно, хотя бы на некоторое время без проводников, то есть налицо присутствие оч­ного взаимодейст­вия, когда осуществляется комплексное восприятие индиви­дов. При этом важную роль играет эмоциональная сторона взаимо­действия. В социально-психо­логической концепции социономии (К. Юнг, И. Майер, К. Бригс, А. Августивичите) считается, что в обществе при взаи­модействии возни­кают шестнадцать типов людей в соответствии с комбинацией че­тырех парамет­ров: интроверсии-экстраверсии, интуицией-сенсорикой, ло­гикой-эти­кой, ирра­циональностью-рациональностью. При этом эти типы индивидов имеют раз­ные шансы и роли для сближения.

Анализ близостей широко известен при анализе поведения индивида в толпе, в работах «Психология народов и масс» Г. Лебона и «Власть толпы» С. Московичи. Московичи отталкивался от уже известного поло­же­ния, что ин­дивиды, собранные вместе в толпе, эмоционально взаимо­влияют друг на друга, заражают друг друга, причем это весьма отрица­тельно влияет на ин­теллектуальный уровень индивидов и может при­вести к катастрофическим процессам в обществе. В обществе, начиная с девятнадцатого века, образуется такое явление, как «массовость», когда из совершенно разнородных элемен­тов образуется однородное человеческое тело-масса. Это оно действующее лицо истории и герой вре­мени. Часто это приводит к ниспровержению основ демократии и рево­люциям 4 .

П. Рикер анализировал тему ближних в социальном мире. Вот цитата его работы: «Мы говорим, что живем не в мире ближнего, а в мире «со­циуса». Социус – это тот, с кем сближаюсь через социальную функцию; отношение к социусу – отношение опосредованное; оно касается человека постольку, по­скольку…» 5 . Автор считает, что необходимо выбирать между ближ­ним и со­циусом, что социус – это исторический, ближний чело­век. «Зачас­тую «длин­ный» путь, пролегающий благодаря социальным ин­ститутам, на деле является обычной дорогой, ведущей к дружбе; почта, транспорт и все технические средства, содействующие установлению че­ловеческих отно­шений, сближают людей…» 6 . По отношению к ближним и чужим инди­виды ведут себя в нравст­венном смысле по-разному. По от­ношению к ближним они более рас­крыты, альтруистичны, добры, тогда, как по отно­шению к чужим они, наобо­рот, более черствы, корыстны, без­духовны. По отношению к чужим возможно осуществить войну. Антро­пологи глубоко описывали и объясняли эти факты в примитивных общест­вах (Б. Малиновский, М. Мид, Л. Леви-Брюль, К. Клак­хон).

Наиболее распространенной формой проявления социальных близостей являются социальные сети. В частности на отечественном рынке труда сете­вые способы найма на работу (личные связи) являются наиболее распростра­ненными. Следуя Ф. Фукуяме: «сеть – это группа индивидуальных агентов, которые разделяют неформальные нормы или цен­ности, помимо тех, которые необходимы для обычных ры­ночных операций» 7 . Причем общество состоит из множества сетей дове­рия, которые накладыва­ются на рыночные отноше­ния, социальные органи­зации и формируют слож­ные социальные отноше­ния. У индивидов в процессе их жизни возникают многочисленные сетевые близо­сти, существующие как параллельно, так и последовательно. Такие парал­лельные близости выступают в качестве различных социальных ролей, носи­телями которых являются отдельные индивиды.

1 Франк С.Л. Реальность и человек. – М., 1997. - С.270-271.

2 С категорией случая связана категория судьбы. См. статью Эпштейна М. Поступок и происшествие. К теории судьбы // Вопросы философии. - 2000. - №9. - С.65-77.

3 См.: Шюц А. Чужой // Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. - М., 2003. – С.191-206.

4 Московичи С. Век толп. - М.,1996.

5 Рикер П. «Социус» и ближний // История и истина. - СПб., 2002. - С. 119.

6 Там же. - С.123.

7 Фукуяма Ф. Великий разрыв. - М., 2003. - С.273.