Софушке сейчас 1 год и 9 месяцев, и она прекрасно разговаривает. Она может говорить предложения из двух, иногда и трех слов. Повторяет всё за нами, может объяснить, что ей нужно и я почти всегда отлично её понимаю.
Когда Сонька произнесла своё первое «мама», а потом и «папа» хотелось уже скорее услышать, какие слова будут дальше. Единственный метод стимулирования речи ребенка, который мне был знаком – это постоянное общение. Рекомендуют с малышом разговаривать всегда, всё ему показывать, рассказывать, комментировать каждое свое действие, называть предметы и т.д. Конечно, такую рекомендацию выполнять на 100% тяжело, порой хочется отдохнуть и просто помолчать, поэтому я не заморачивалась. Говорила тогда, когда мне этого хотелось. Помогло дочке рано заговорить далеко не это.
Я очень люблю читать и решила, что такую же любовь к книгам привью и Соньке. Потому что ко мне самой эта любовь пришла поздно, только годам к 23. В школе совсем с этим было плохо, о чем сейчас, естественно, жалею. Так вот, я решила с самого раннего возраста прививать эту любовь, чтобы не было как у меня. Я покупала и покупаю Соньке много книг на её возраст. В основном про животных, а также стихи, потешки, коротенькие сказки с красивыми картинками.
Мы читаем каждый день где-то с полугода. А примерно с года Соня уже сама выбирает какие именно книжки взять на чтение. Когда я не могу уделить ей время, она и сама может сесть «почитать». Рассматривает картинки и называет то, что ей знакомо и с умным лицом делает вид, что читает. Такая смешная в этот момент.
Расскажу, как мы читаем вдвоем. По началу (это где-то с 6 месяцев и до года) было так: мы внимательно изучали каждую страницу. Я читала текст, показывала и называла что или кто нарисован на картинках. Я проговаривала практически всё начиная от животных, заканчивая травкой или облаками. Дальше, где-то с года и до 1,5 лет уже просила Соню показывать, где, например мишка, белочка, солнышко и т. д. Она любила и сейчас любит эти занятия.
С 1,5 лет и по настоящее время у нас новый уровень. Я сама показываю на предмет или животное в книге и спрашиваю её что или кто изображен. Она с удовольствием всё проговаривает, а если что-то не знает или забыла всё равно старается произнести хоть что-то, любой набор букв.
Мы также случайно изобрели и свой метод по развитию речи. У Соньки уже есть своя обязанность по дому, которую она не дает выполнять никому. Она разбирает пакеты с покупками. Сама достает все продукты по одному и называет их. Также мы с ней вместе всё проговариваем и изучаем новые.
На сегодняшний день Соня говорит всё, что видит и знает дома или на улице. Например, она уже говорит такие предложения: «тётя гуляет, папа садись, привет баба, мама открой, Вася ням-ням кушает, папа ням-ням супчик, мама пойдем гулять». Практически через день появляются новые слова. И конечно всё это она говорит не четко как взрослый, а немного коверкает. Не привет, а пивет, Вася-Вава, супчик-фучик, гуляя-гулять. Но это конечно же нормально в таком возрасте.
Кстати, Софья рано начала смотреть телевизор – музыкальные клипы и мультики. Так сложилось, что мы периодически давали ей играть и с телефоном, но всё это абсолютно не помешало ей заговорить. Я ни в коем случае не агитирую за гаджеты, но скажу, что относиться к этому можно проще. Это реальный способ маме отдохнуть или сделать важную работу, если нет помощников, главное чувствовать меру и не злоупотреблять.
Я считаю, что ключевую роль в стимулировании речи у Сони конечно же сыграли книги. Главное выбирать их по возрасту. С короткими стишками, песенками или потешками и хорошими иллюстрациями. Длинные сказки читать не стоит, малышу будет скучно, и он быстро потеряет интерес. Нам еще хорошо зашли книжки с пазлами. Соне было очень интересно с ними даже просто играть.
Я рада, что дочь полюбила книги, и очень надеюсь, что эта любовь на всю жизнь.