Найти в Дзене

Михаил Гиголашвили — Тайный год.

Михаил Гиголашвили — Тайный год.

«В 1575 году от девственного Рождества Спасителя царь и великий князь всея Руси Иван IV Васильевич внезапно сложил с себя все титулы, отрёкся от престола, посадил на царство Симеона Бекбулатовича, выкрещенца из татар, потомка Чингисхана, сам же с семьёй на целый год скрылся от людских глаз. Причины сего поступка доселе неясны и туманны».

Николай Костомаров — Русская история.

«Недавно чуть не со слезами жаловался, что наук у нас нет, ибо церковь не разрешает, унять бы церковников, они и уму препятствуют, и из казны лучшие куски лямзят: “И вообще, государь, зрится мне, что Московия – как корабль, коий движется на скалы, а мы на палубе решаем, как замазать ржавчину, чем заменить дырявые паруса. Всё менять надо!».

Михаил Гиголашвили.

Михаил Георгиевич Гиголашвили родился 4 марта 1954 года в Тбилиси. Окончил филфак и аспирантуру Тбилисского госуниверситета. Кандидат филологических наук. Исследователь творчества Ф. М. Достоевского: автор монографии “Рассказчики Достоевского“. С 1991 года живёт в г. Саарбюккене (Германия), преподает русский язык в университете земли Саар. Лауреат премии «Большая книга 2010» (роман “Чёртово колесо“) и финалист премии НОС-2013 (роман “Захват Московии“).

Этот яркий, самобытный и бесконечно талантливый автор родом из Грузии, живёт в Германии, преподаёт русский язык в университете и является специалистом по русской классической литературе. А ещё он пишет романы и повести.

Я помню, как прочитал восторженный отзыв Льва Данилкина (Афиша, 2009г.), посвящённый роману «Чертово колесо» , о жизни тбилисских наркоманов в самом конце советской эпохи. Мне тоже очень понравилась эта книга и я удивился тому, насколько это сильный текст и во многом недооценённый. Огромный, почти на 800 страниц, с массой колоритных персонажей и сюжетных линий, десятками запоминающихся сцен, необычайно атмосферный и плотный.

Много лет спустя, в 2017г. вышел его новый роман — «Тайный год».

На сей раз действие было перенесено во времена эпохи Ивана Грозного, если быть ещё точнее, описывается тот самый период, когда первый русский царь оставил престол Семиону Бекбулатовичу и затворился на год в Александровской слободе.

В 1575 г. Иван Васильевич решил по непонятным для всех причинах сложить с себя полномочия главнокомандующего и на целый год переехал в Александровскую слободу. Как бы сказали теперь, решил уехать из суетливой Москвы, которую люто ненавидел, в тихое место.

В мельчайших и с обилием откровенных подробностей описывается каждый день царя в течении двух недель, начиная со снов, которым он как убежденный мистик предавал большое значение и заканчивая так называемой печатней, где его слуги составляли списки людей государевых, которых требовалось изловить и осудить, а также синодик опальных и замученных подданных, известный как поминальный список, по которым в церквях должны служить молебны. Осознавая все совершенное им зло, пытки и казни, Иван Грозный надеялся спасти свою душу, боясь попасть в ад. Скажем прямо, далеко не беспочвенные опасения.

Первое за что хочется похвалить Михаила, так это за великолепный язык! Мы словно погружаемся в атмосферу того времени, в тексте используется много старых и увы, зачастую забытых слов:

«— Ах ты, вошь кровоядная ! Вот будет тебе секреты разбалтывать, раб ползучий! Исполнять и молчать должен, а ты языком мелешь, собака иудомордая, всякую чушь несёшь, хабалда! Это кто же немощен и стар? Я?

Вот узнаешь, выродок! На виске болтаться будешь, доводчик подлый! Любой пёс своего хозяина любит и бережёт, а не лает, как ты, зломесок, дьяволов оглядчик!...» .

Сам автор отмечал, что «изначально писал современным языком, а затем переводил текст в средневековую стилистику, проверяя каждое слово на архаику»( цит.по сайту ast.ru). Остаётся только догадываться, какая колоссальная работа была проделана, дабы изменить современный язык, на язык того времени.

Царь Иван IV — это центральная фигура романа и большая его часть посвящена ему, его мыслям, поступкам, переживаниям, страхам...

Несмотря на опричнину, массовые казни и пытки, мы видим вполне живого человека, нередко даже вызывающего симпатию.

Мы видим то, какие со всех сторон окружают его проблемы: крымскому хану нужно платить дань, европейские правители на примере Стефана Батория призывают покончить с проклятой Московией, страна разорена бесконечными войнами, казна опустошена.

Ничто человеческое ему не чуждо, это вполне живой человек со своими пороками и добродетелями. Он не только кровожадный тиран, но порой и добрый правитель, способный на сострадание и помощь. Это очень отличает от того образа, что был представлен в фильме Павла Лунгина в фильме «Царь».

Грозный очень любит подарки и особый восторг у него вызвали карманные часы, руки немецкого мастера (« ну да, где же ещё...»).

Он сокрушается : «Почему у нас такого нет? Все только скобы да подковы, да топоры с гвоздями, да пенька с рыбой, а на что—нибудь путное, трудное, нужное — нет, мозговых силёнок не хватает !» .

У него феноменальная память, он помнит самые мелкие подробности, пишет колкие вирши главам государств : «Ежели ты, то ли царь, то ли псарь, голь перекатная, воеводишко поганый, меня и мой народ лаять сдуру вздумал, то и я молчать не буду и поражу тебя моим словом, как Господь поразил моавитян в пустыне. А моё слово, учти, — остро, горько, крепко, занозисто ! Вопьётся — не вытащить !» .

Он неплохо знает иностранные языки, поощряет людей труда, способных изобретать что-то сложное. С большим почтением относится к переводчикам и музыкантам.

Несмотря на религиозное мракобесие и суеверие, понимает важную роль науки, медицины и образования.

Очень интересны описания плотских утех царя : «Но больше одного совокупления зараз не терпел. И не то, чтобы не мог, а не хотел : опротивляла ему баба в тот самы миг, как испускалось семя. После случки каждый зверь печален — чего уж о человеке говорить? И баб поял всегда на четырёх костях — задом они хороши, молчаливы и податливы, а по—другому в их глазах такое можно увидеть, что елдан с крутой горы в мягкую низину скатится, где и будет пребывать, сколь его ни лелей и ни дрочи...» .

«Тайный год» ненавязчиво затрагивает очень важную для России тему, взаимодействия власти и народа. Что власть делает с человеком и как меняет его постепенно, но неизбежно.

Смертоносная и безжизненная её среда перемалывает людей так, как ей нужно.

На протяжении всей книги мы видим, что каждый день Грозному приносят доносы, каждый день говорят о взятках и откатах, о том что все это ему порядком надоело, что он хочет быть хорошим правителем, добрым и справедливым царем, но все против него(бояре, попы, стрельцы, соседние государства)... везде видится обман, предательство и справедливости ради, небезосновательно.

Роман подталкивает к рассуждению.

Когда же произошёл тот самый раскол в обществе между властью и народом, который мы наблюдаем в России по сей день.

«И понимал — давно понял, — что люди не его, а своих голов боятся, ибо главный страх у них внутри сидит, с молоком матери всосан : этот — князь, ему подчиняться надо, тот боярин, его почитать нужно, тут — царь, перед ним дрожать и ниц бухаться, а этот — пентюх и червь, его можно тиранить и терзать без опаски. Издавна это идёт, с навухудоносоровых времён...» .