Казаки, к какому бы войску они не принадлежали, одинаково негативно относились к обращению «мужик». Наделённые свободой и привилегиями представители военного сословия, всячески старались дистанцироваться от закабалённой крестьянской касты, а ведь именно в ней все друг друга панибратски называли «мужиками».
Исторический фактор
Казаки, ревностно отстаивавшие свою самобытность, называли массу признаков, по которым они отличались от основного населения Российской империи.
Первый носил исторический характер и заключался в убеждённости казаков в том, что их предками были не землепашцы и ремесленники, а отважные древнеарийские воины. Подтверждением этого является отсутствие у донских казаков бытовых обрядов, имеющих отношение к возделыванию земли. Казаки всегда чувствовали своё превосходство над крестьянами. На этот счёт существует немало казачьих пословиц и поговорок, вроде: «Мужики в лаптях, а казаки – в лампасах!».
Этнический фактор
Вторая причина крылась в этнической идентификации, и гласила о том, что казаки происходили не от русичей, а от древних скифо-сарматских племён или восточных адыгов, известных как пятигорские черкасы. На протяжении веков смешиваясь с соседскими народами, они сформировали своеобразный этнос, опирающийся на православие.
Поощряемые императорским двором казаки, которым была доверена охрана членов семьи правящей династии, находились в более привилегированном положении, нежели прочие «инородцы», то есть представители других национальностей.
Отменно владевшие мастерством джигитовки они противопоставляли себя крестьянам, использовавшим лошадь лишь как тягловую силу в сельском хозяйстве. Именно поэтому, поучая маленьких казачат и наставляя их, взрослые приговаривали: «Хочешь быть молодцем, так будь джигитом, а не мужиком».
Сословный фактор
Третьим столпом казачьей самостийности была их принадлежность к воинскому сословию, которое в иерархии Российских социальных разрядов стояло выше русского крестьянства. Исходя из общественного статуса, казаков следовало называть «господами», а крестьян – «мужиками». Служивые, которых власть наделила личной независимостью, получали в собственность землю, на которой они работали исключительно для себя, либо сами, либо используя наёмный труд. Неслучайно в их фольклоре закрепилась фраза: «Казак — человек военный и вольный, а мужик – простой подневольный» или «Казаки не простаки, а вольные ребята».
К слову, неприязнь между казаками и крестьянством была обоюдной, поскольку станичники помимо военных функций выполняли ещё и карательные операции, направленные на подавление крестьянских бунтов.
Однако в двух случаях, атаманы сознательно называли сослуживцев «мужиками». В первый раз, желая проверить молодого казака на зрелость, и если последний отзывался, то проваливал экзамен и заслуживал порицания, а во второй – когда осуждали станичника, запятнавшего казачью честь.
Чтобы не попасть впросак и не оскорбить казака можно воспользоваться такими обращениями, как: «мужчина», «служивый», «брат».
Пьянство
Одной из причин пренебрежительного отношения казаков к крестьянам было пагубное пристрастие последних к алкогольным напиткам.
«Мужики» в служивой среде ассоциировались с праздными пьяницами, не знающими меру в употреблении горячительного. Крестьяне считали оскорбительным, если кто-то из их гостей отказывался пить до полного опьянения, и не видели ничего зазорного в том, что перебравший с дозой человек устраивался отдохнуть прямо на земле.
В казачестве была другая культура питья, приобщение к которой начиналась с самого детства. В их обществе прилагаться к рюмке разрешалось исключительно по большим праздникам и только в мирное время. В боевых походах пить категорически запрещалось, нарушивших запрет карали смертной казнью.
Чтобы точно описать казачье отношение к спиртному, можно воспользоваться строкой из местной песни «Пей, но ум не пропивай...». Основной целью любого станичного застолья было веселье с песнями и танцами, а вовсе не опьянение до потери сознания.
Недисциплинированность
Привыкшие к строевой жизни и дисциплине казаки не могли взять в толк, как крестьяне спокойно пускали на самотёк все свои дела.
Входивший в состав Круга спасения Иван Коноводов отмечал очень низкий уровень самоорганизации мужиков, которыми руководила лень. Наблюдая за тем, как солдаты из числа крестьян вели себя в армии, он заключал, что у них отсутствовало полноценное духовное воспитание.
Их совсем не пугало, что за непослушание они могут удостоиться порицания и даже рукоприкладства. Подобное отношение к делу и службе было неприемлемым для казаков, поэтому в их фольклоре родилась такая поговорка: «Казак ведь не мужик – наказания розгами он не стерпит, это мужик может просить розгу взамен штрафа».
Безынициативность
По мнению казаков, отличительной чертой мужиков была безынициативность. Жизнь в закрепощении выработала у них рабское мышление, исключающее какое-либо саморазвитие и стремление улучшить своё положение. Смиренно исполняя помещичьи приказы, они имели только обязанности, главной из которых было угождение хозяину. Не получая от своей работы никакого дохода, крестьяне не имели стимула повысить производительность труда за счет усердной деятельности. Проистекавшее из всего этого бедственное экономическое положение, порождало в мужиках зависть к тем же самым казакам, чей быт и хозяйство отличались богатством.
При этом крестьяне не заостряли свое внимание на том, что финансовое благополучие станичники добывали упорным трудом, самодисциплиной и ответственным отношением к действительности.
Неряшливость
Негодование казаков вызывала свойственная крестьянству неопрятность, которая проявлялась как в их внешнем виде, так и в неухоженности их места жительства. Пренебрегая элементарными нормами гигиены, мужики могли преспокойно гулять в рваной одежде.
В то же время для казаков одежда представлялась второй кожей, которую необходимо было содержать в такой же чистоте, как и тело.
Аналогичное отношение станичники проявляли к своим домам, которые как один были выкрашены белилами, обнесены ровным плетнём и украшены цветами.
Жёны
Большая заслуга в опрятности казаков и куреней принадлежала их жинкам. По свидетельству филолога Елены Алещенко, станичники уважительно относились к своим супругам, которых они считали истинными хозяйками дома, в то время как себя именовали хозяевами семьи.
В отличие от крестьянских жён, казачки не должны были безропотно подчиняться мужу и даже могли высказывать собственное мнение. Настоящими добродетелями казачки были: верность, боевой нрав, хозяйственная самостоятельность. Не случайно в работе историка Марины Рыбловой сказано, что «казаки чёрной работы не делали. Женщины за них больше делали. Это мужики хаты мазали, а казаки – нет».