Найти тему
Ординаторская

Как убедить пациента в необходимости комплексного лечения?

Оглавление

Какова основная задача любого врача? Так или иначе, избавить пациента от проблем со здоровьем. А цель маркетолога? Продать продукт с выгодой для компании. Но это справедливо лишь в теории.

© Владимир Якуба
© Владимир Якуба

Представим ситуацию: человек приходит к стоматологу с жалобами на сильную боль в зубе. Дантист осматривает полость рта и обнаруживает массу других проблем, которые нужно срочно исправлять.

Как должен поступить хороший врач? Аргументированно объяснить пациенту, чем чревата его проблема, и составить комплексный план лечения. Как к этому отнесется вечно занятой, всезнающий и экономящий на своем здоровье пациент? В 90% случаев врач услышит массу возражений: дорого, долго, много, не считаю обязательным, не хочу портить здоровье таблетками… И как убедить пациента соблюдать все рекомендации?

Вот здесь-то и вступают в силу законы маркетинга. Врач выступает в роли маркетолога, который должен провести объективную оценку ситуации и аргументировать необходимость лечения, а по сути, представить и продать его пациенту. Услугой является собственно план, а выгода организации заключается в том, что услуга будет реализована именно в ней. Как же обосновать пациенту необходимость комплексного лечения?

Тактика эффективной аргументации

Во-первых, важно уметь применять правильную тактику аргументирования. В целом под термином «тактика» понимают способность выбирать наиболее психологически действенные и логичные аргументы. Вот ее основные аспекты.

Аргументация

Данную стадию нужно начинать без колебаний, уверенно. Самые основополагающие аргументы лучше каждый раз излагать, насколько это возможно, в новом стиле. И, само собой, при любом удобном случае!

Техника и ее выбор

В зависимости от психологического состояния вашего пациента методы аргументирования могут различаться. Об этом я расскажу чуть ниже.

Недопустимость обострений

Критические вопросы лучше рассматривать в начале или в самом конце обсуждения. Это поможет избежать недопонимания и конфликтов.

Применение двусторонней аргументации

Эффективна в том случае, если мнение пациента противоречит вашему. Постарайтесь указать как на преимущества, так и на недостатки предлагаемого плана. Конечно, первых должно быть больше, но и о вторых стоит упомянуть: если пациент узнает о возможных минусах от вас, его доверие возрастет в разы.

© Владимир Якуба
© Владимир Якуба

Метод сэндвича

Чередуйте плюсы и минусы плана. Сперва озвучьте выгоду от процедуры, затем – ее недостаток (например, стоимость) и после – вновь какой-либо плюс. Наш мозг анализирует только первую и последнюю фразу, а промежуточные воспринимает как само собой разумеющееся.

«Стимулирование аппетита»

Вначале описывайте текущее состояние, затем возможные негативные последствия и только потом предлагайте решение в виде комплексного плана лечения, подробно говоря обо всех его преимуществах.

Признание персонального мнения

В ходе диалога постарайтесь определить позицию вашего пациента и используйте ее в аргументации. В таком случае он увидит, что на его точку зрения обратили внимание, и будет принимать ваши доводы с намного меньшим сопротивлением.

Выводы и обобщения

Вы можете великолепно аргументировать, но не достичь необходимого эффекта. Чтобы этого не допустить, нужно придать словам убедительность, обобщив предлагаемые сведения и подведя итог. Ведь факты далеко не всегда говорят сами за себя!

Самопроверка

Проанализируйте свою речь: нет ли в ней приемов контраргументации? Для этого подумайте над следующими вопросами:

  • Можно ли выявить какие-либо противоречия? Истинны ли приведенные суждения?
  • Есть ли не увязанные между собой факты? Все ли выводы верны и точны?
  • Только при правильном применении техники аргументирования ваши действия обречены на успех.
© Владимир Якуба
© Владимир Якуба

Методы аргументации

Во-вторых, используйте основные методы, которые можно очень эффективно применять, для того чтобы качественно аргументировать обоснование пациенту комплексного плана лечения. Расскажу о них более подробно.

Фундаментальный

В его основе лежат факты, приводимые в разговоре с пациентом. Именно на них должны опираться ваши доводы. Идеально, если вы сможете привести статистику и цифровые данные, подтверждающие выдвигаемые тезисы, – так аргументация будет более убедительной и объективной.

Сравнение

Правильно подобранные сравнения придадут вашей речи намного более сильное внушающее действие. Главное – проводить несложные медицинские аналогии, а говорить о том, что хорошо известно каждому человеку.

Да, но…

Эффективный метод для такой ситуации, когда пациент не согласен. Последовательно дополняйте его одностороннюю картину с новой точки зрения. Данный способ позволяет максимально полно рассмотреть все варианты решения проблем.

© Владимир Якуба
© Владимир Якуба

Дробление на части

Разделите свой монолог на значимые части. Что в нем точно, что сомнительно, а что явно ошибочно? Старайтесь чередовать эти куски; уверенное наступление с вашей стороны способно переубедить пациента.

Видимая поддержка

Не противоречьте и не возражайте доводам пациента. Приводите свои доводы о пользе и необходимости лечения в качестве контрудара, обязательно опираясь на факты.

Психология доверия

В-третьих, помните о том, что перед вами живой человек. Он может быть расстроен и напуган вашими историями, и ваша задача – установить с ним доверительный контакт. Это не так сложно!

1.  С самой первой встречи запомните имя или имя и отчество (в зависимости от возраста и предпочтений) пациента и обращайтесь к нему только так. Известно, когда человек слышит свое имя, он испытывает положительные эмоции.

2.  Забудьте об обращении «пациент» и уж тем более «больной». Не нужно лишний раз напоминать человеку о его проблемах: этим вы показываете свою некомпетентность.

3.  Не сидите через стол от пациента. Особенно, если на вашем рабочем месте царит творческий беспорядок, лежит куча страшных медицинских приборов и мигает компьютер.

4.  Говорите спокойно, в меру тихо, демонстрируя искреннее стремление помочь и поддержать.

5.  Используйте мимику для выражения эмоций.

6.  Не озвучивайте пациенту подробный план на первом приеме. Дайте ему время подготовиться.

7.  Рассказывайте все максимально подробно. Ваша главная задача – забота о пациенте и его здоровье.

И в заключение хочу дать всем, и врачам, и пациентам, лишь один совет: следите за своим здоровьем. Соблюдайте предписания и рекомендации, не переносите заболевания на ногах и не недооценивайте важность регулярных профилактических осмотров. Ведь даже здоровый нищий счастливее больного короля!

Оригинал статьи находится здесь.