Найти в Дзене
Белый день

Противоречивый Горбачев. Герой или антигерой?

Сегодня, 2 марта, в день 90-летия Михаила Горбачева, все сюжеты в новостях про него подозрительно хвалебные. Но спросите любого из глубинного провинциального народа про прораба “перестройки”, то вы услышите столько проклятий и ругательств в честь носителя родимого пятна и “гробовщика” великой страны. Есть мнение, что перестраивать уже гнилое здание страны было невозможно и не вина Горбачева, что страна как союз республик и передового социализма, а на деле, государственного капитализма, рухнула. Мол, жили бедно в сплошных дефицитах и очередях, но без огласки, все было терпимо, как начали критиковать, что так жить нельзя, так все и рухнуло. Но рухнуло не до конца, многие жилые дома, промышленные зоны, заводы и другие памятники развитого социализма по сей день живут, и функционируют, точечно ремонтируя и зачастую теряя прежнее назначение. Ведь страна не может содержать убыточные и нерентабельные предприятия, все переходим на хозрасчет, а там, полудохлых за три копейки скупили олигархи и дельцы ельциновской эпохи.

Горбачев и народ. Фото из свободного поиска Яндекса
Горбачев и народ. Фото из свободного поиска Яндекса

Дефицит был, как мы знаем, искусственный, так как было выгодно таким образом наживаться дельцам теневой экономики и выделяться среди простых граждан слугам народа многочисленной партийной номенклатуры, новому дворянству. Так как было нельзя сверкать бриллиантами и богатствами в открытую, вот и создавали себе островки капитализма в интуристских гостиницах, теплоходах, правительственных санаториях и дачный поселках. Так называемые привилегии. Вам начальникам и первачам можно, а простому человеку двадцать лет ждать установки домашнего телефона и то не факт, а об учете в КГБ копировальной техники и говорить нечего. Страшнее информационной свободы представить было нельзя. И полились в перестроечные годы через газеты и телевидение критика сталинского времени и советского образа жизни. Все нам врали и живем не так. А как надо, по-американски, никто толком не знал, но мир запада через видеосалоны стал ближе, а там и американские фирмы и товары хлынули на рынке с кока-колой и баунти, прокладками и подгузниками. Вещи нужные, но реклама не нашей пиццы с Горбачевым выглядела в глазах простого народа довольно издевательски, вынужденного таскаться с клетчатыми сумками и искать себя в рынке или бутылке с водкой “Терминатор”, “Белый орел” или “Распутин”, который подмигивает.

Горбачев и Гельмут Коль. Фото из свободного писка Яндекса
Горбачев и Гельмут Коль. Фото из свободного писка Яндекса

Угроблено была не только привычная жизнь, с недееспособной и лицемерной идеологией, но всеобщая продажа не только товаров и услуг, но и себя, души, принципов, умений, талантов. Не все оказались активными и предприимчивыми, что может и плохо, но и бросать на произвол судьбы, конкуренция же, законы рынка, но и социальную защиту никто не отменял, но до этого никто не додумался, беден – сам виноват, не место тебе, и, уезжая жить в Лондон иди Берлин, Горбачев просто предал страну, оставив ее гигантским рынком, без армии и милиции, на котором не работали законы невидимой руки рынка, а вполне видимая рука беззакония и бандитизма, оснащенной лучше, чем сотрудники правопорядка, безнадеги и гиперинфляции.

Извините за сумбур, но личные мотивы и намерения первого и последнего президента СССР, истории не важны, оценивают личность в истории жестко и беспощадно, учитывая и до и после, и несмотря на разрушения Берлинской стены, разрушения страны и социального строя, колхозов и совхозов, Горбачева простой народ в России не любят. В отличии от интеллигенции, но это уже другая история, наша, совсем недавняя и еще кровоточащая. Стали ли мы счастливы от доступности джинсов и колбасы? Вопрос остается риторическим.