Название Фильма: Дорогие Товарищи!
Режиссер: Андрей Кончаловский
В Ролях: Юлия Высоцкая, Владислав Комаров, Андрей Гусев, Юлия Бурова, Сергей Эрлиш
Жанр: Драма
Продолжительность: 116 мин
Со времени своего возвращения в Россию Кончаловский поставил удивительно разнообразную серию очерков, не лучше этой гневной, душераздирающей драмы о Новочеркасской резне 1962 года.
Как фильм Дорогие Товарищи! поясняет не до информированной западной аудитории, что расстрел 26 бастующих рабочих был для многих лояльных Советов на сцене окончательным предательством революции и тех, кто так много пожертвовал в Великой Отечественной войне. Остальная часть страны почти ничего не знала об этом, пока секретные документы не были выпущены в 1992 году.
Снимая в чистом черно - белом с узким соотношением, Кончаловский и кинематографист Андрей Найденов приглашают нас восхититься мастерством их имиджмейкинга, поскольку они все глубже затягивают нас в предательство.
Наэлектризованная Юлия Высоцкая (родившаяся в Новочеркасске через десять лет после резни) играет Люду, преданного партийца, который скучает по самому бескомпромиссному лидеру страны. “Это имело смысл со Сталиным”, - сплевывает она в какой-то момент. Ностальгируя по еще более ранней эпохе, отец Люды склонен вытаскивать священные иконы и надевать запрещенную униформу. Ее дочь так же небрежно бунтует, как мы и ожидаем от дочерей.
Когда электромобильные рабочие маршируют по горсовету, Люда первой встает и требует их расстрела. То, что следует дальше, все еще оспаривается, но, похоже, подразделение КГБ обстреляло толпу из скрытых мест. Люда поначалу держится стойко, но когда дочь не приходит домой, ее одолевают сомнения.
Динамика бойни представлена в резких визуальных штрихах. Люда тащит убегающую гражданку в парикмахерскую, только чтобы посмотреть, как пуля настигает ее через окно. Прикрытие отправляет трупы в отдаленные места в окружающей сельской местности.
На протяжении всего этого в официальных ответах проскальзывает невозмутимый юмор. Кто-то обвиняет в этом споре ЦРУ. Кто-то другой прослеживает эту воинственность до казаков. Между тем Лидия, которая носит свои орденские ленты на повседневной одежде, сталкивается с разрушением своей политической философии. То, что теперь, когда она потеряла ребенка, ее просят поместить свои прежние призывы к убийству в письменный отчет, достойно Гоголя в его самом мрачно-комическом виде.
В этом необычном фильме есть так много интересного, но больше всего он демонстрирует, как даже самое твердое убеждение может увянуть, когда оно вступает в конфликт с личной привязанностью. Несомненно, это будет один из лучших фильмов года.