Когда был объявлен режим ЧП в связи с неизвестным вирусом, я ощутила смешанные чувства. Преобладало, разумеется, чувство страха перед неизвестностью. На моей памяти такого не случалось никогда. Нет, со всеобщей истерией я сталкивалась, конечно – за всю мою сознательную жизнь неоднократно случались землетрясения, довольно-таки ощутимые и продолжительные. Впервые это случилось, когда мне было лет 6. Я отчетливо помню это отвратительное состояние оцепенения, когда ты не в силах сделать ни шагу, а просто стоишь в дверном проеме, держась обеими руками за косяк, и с ужасом наблюдаешь. Наблюдаешь за тем, как раскачивается каждая стеклянная висюлька на люстре, как звенит в серванте бережно расставленный хрусталь, как мама носится из комнаты в комнату, собирая документы и какие то вещи. Еще страшнее становится от того, что папы нет рядом, он на работе, а сестра на учебе. Я холодею от мысли, что мы никогда больше не увидимся. Мои размышления прерывает мама. Взяв меня в охапку, мы выбегаем на лестничную площадку, слышны крики соседей, какой-то шум, перила ходят ходуном… Спуск с четвертого этажа, хоть и второпях, кажется каким-то бесконечным, ноги будто деревянные, не слушаются меня. Мама говорит: «Быстрей, детка, быстрей». И вот мы на улице, но, вопреки моим ожиданиям, что мы присядем, наконец, на скамейку возле подъезда, мы минуем ее и бежим куда-то. Я понимаю, что сейчас неподходящее время для вопросов, поэтому молча стараюсь поспевать за мамой, замечая на ходу, что вокруг так же суетятся люди, много людей, все они бегут куда-то… Как потом выяснилось, мы стремились на ближайший пустырь, чтобы в случае обрушения ближайших зданий не угодить под обломки.
Помимо природных катаклизмов, на моем веку был не один случай людской паники, связанной с прогнозируемым концом света, коих на моей памяти ожидалось не менее шести. Солнечные затмения, падение астероидов, зловещие предсказания календаря Майя и прочее – всегда был определенный процент населения, который основательно готовился к тотальному вымиранию. Они заполоняли супермаркеты, создавая пробки в торговых рядах и очередь на кассе, они сметали с прилавков крупы, консервы, туалетную бумагу и парафиновые свечи, они совершали набеги на аптеки... Такие паникеры всегда вызывали у меня недовольство, так как они создавали дефицит продуктов и медикаментов, и улыбку – такие забавные в своей наивности, они ведь свято верили, что если на самом деле громадный астероид, способный разнести нашу планету на куски, столкнется с Землей, то у них будет шанс выжить.
И вот теперь я оказалась в ряду подобных паникеров. Человечество внезапно атаковал незнакомый науке смертоносный вирус. Это не было очередной уткой или мнимой угрозой. Вирус унес уже не одну сотню жизней, он свирепствовал и распространялся по всей планете. Его существование и опасность признали на государственном уровне большинство стран. С понедельника начинал действовать режим ЧП. Мне нужен был четкий план действий.