В Екатеринбурге подходит к логическому завершению идея передачи станций скорой медицинской помощи в частные руки. Столица Среднего Урала была первой в этом регионе, где сомнительную инициативу воплотили в жизнь властные структуры. Однако, как и в других регионах, где аналогичная схема уже работала, ничем хорошим это не обернулось, о чем ранее рассказывал Zames. Сейчас чиновники пытаются срочно придумать, кто будет содержать столь важное для жизни подразделение. Идей пока не очень много.
В начале января прошлого года «скорая помощь» была отдана бизнесмену из Прикамья Евгению Фридману, владельцу фирмы ООО «Феникc-Логистика» (бренд «Новоскор»).
Фридман, как истинный бизнесмен, получив в свои частные руки государственное, стал вести себя как «Карабас-Барабас» по отношению к работникам: невыплата полагающихся зарплат, штрафы за малейшие нарушения, но самое главное - когда возник конфликт по поводу нежелания водителей и фельдшеров работать на частное лицо, Фридман предпочёл, чтобы ситуацию урегулировала прокуратура и ФАС, вместо того, чтобы попытаться найти общий язык с работниками.
Скандал за скандалом
В конце марта истекает контракт минздрава Свердловской области с «Феникс-Логистикой» стоимостью 113,6 миллионов рублей - это почти 300 тысяч машино-часов. Контракт заключался на срок с 1 февраля 2020 года по 31 марта 2021 года. При переходе водителей обратно в штат станций «скорой помощи» планировалось, что они будут получать 39 тысяч рублей, а те, кто работает с ковидными больными — 54 тысячи. При этом они могут находиться на линии не больше 170 часов в месяц. Сейчас руководство «скорой помощи» договаривается с водителями о переходе обратно в штат. Контракт с Фридманом было решено не продлевать, и с 1 апреля все водители будут числиться, как и прежде, в штате станций «скорой помощи», а не в сторонней организации.
По неофициальным данным, основная причина непродления контракта — высокая стоимость услуг частного извозчика. Есть также информация, что от Фридмана «скорую помощь» передадут в другие руки — на концессию дочернему предприятию государственной корпорации «Ростех», которая уже начала оказывать подобные услуги в Нижнем Тагиле. В компании «Феникс-Логистика» сообщили, что им о расторжении контракта ничего неизвестно, и работа продолжается в обычном режиме.
В областном минздраве, комментируя переход «скорой» на аутсорсинг, делают упор на позитивные моменты, обещая, что условия труда бригад ухудшаться не должны.
Стоит вспомнить, какими скандалами и забастовками сопровождалось решение передать станции скорой медицинской помощи на аутсорсинг. Водители и медицинский персонал записывали видеообращение и направляли письма губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву с просьбой оставить «скорую» в подчинении минздрава. Однако Куйвашев как раз и был тем человеком, кто лоббировал передачу СМП на аутсорсинг.
Большой проблемой, вызвавшей резонанс среди работников, стало то, что директор «Феникc-Логистики» Фридман не захотел заключать с водителями трудовые договоры, а предложил оформить водителям ИП или же включиться в систему самозанятых. По мнению Фридмана, это позволит зарабатывать больше, в итоге было уволено около 80 сотрудников «скорой помощи».
Острая конфликтная ситуация не разрешилась бы без прокуратуры и ФАС, которым пришлось наводить порядок и объяснять коммерсанту, что права работников нужно соблюдать. В итоге была проведена ведомственная проверка, в результате которой установились и другие нарушения, помимо нарушений прав работников. Частной фирме и лично её владельцу вынесли несколько прокурорских представлений.
Некоторым работникам Фридман был вынужден пойти на уступки: желающим остаться продлил трудовые договоры. Вместо уволившихся нанял новых, но без опыта и особых амбиций. То есть допустил отток опытных кадров, хорошо знакомых со своей работой.
Аналогичная ситуация наблюдается в Нижнем Тагиле, где автомобили заменили на более простые, не обеспечили страхование по КАСКО, а водителям в первые дни даже не выдали спецодежду.
Складывается впечатление, что из-за нерешённого вопроса министерство здравоохранения области желает приткнуть «скорую» куда угодно, лишь бы не содержать. Не «скорая», а какой-то чемодан без ручки.