Вчера, на одном новостном сайте наткнулся на статью, где пишут, опираясь на исследование Института прогрессивного образования среди учеников 8-11 классов, на тему актуальности и адекватности учебной программы в российских школах.
Тема довольно интересная, и лично я на основании собственного жизненного опыта, утверждаю, что современная учебная программа очень закостенелая и далека от реалий. Хотя в последнее время есть небольшие подвижки в сторону освоения новых предметов, таких как: психология, маркетинг, программирование.
Но, на дворе уже 2021 год, Карл!
Эти предметы, необходимо было внедрять, минимум 10 лет назад.
Позвольте, я кратко расскажу вам о своем понимании общего образования (одно для всех) и выводах, которые я понял спустя 40 лет, а далее я напишу о самом исследовании с цифрами.
На данный момент я работаю маркетологом, а если быть точнее интернет маркетологом.
Как я им стал?
Понятно, что в школе я не мог изучать данную науку, т.к. банально в то время, а это был период с 1985 по 1994 год, даже слова такого "маркетинг" никто не слышал и уж тем более, никто такой предмет и не преподавал. А если бы и преподавали хотя бы в институтах, то в плановой экономике, эти знания, были бы не востребована от слова "совсем".
Узнал о маркетинге и стал изучать его более глубоко только в 2005 году, одновременно учась в институте на экономиста и работая в крупной мясоперерабатывающей компании Архангельской области. Капитализм уже вовсю прогрессировал и я понял, что профессия маркетолога будет очень значимой в будущем и имея аналитический склад ума, плюс к этому, мне нравится наблюдать и анализировать я решил, что буду изучать данную науку.
В интернет-маркетинг я погрузился только в 2012 году после переезда в Санкт-Петербург, было очень интересно расширить свой кругозор в этой области, ну и профессионально вырасти.
Так к чему это я?
Сейчас на дворе 2021 год и я понял, что прошло по вселенским меркам немного времени (40 лет), а мир и особенно Россия изменилась очень сильно. Из тех знаний которые я получил тогда в школе, на данный момент, мне пригодились умение читать, писать и считать. Читать я вообще любил с детства, писать умею, считаю только "+", "-" и знаю таблицу умножения. Все! То, чем я сейчас занимаюсь, я изучил за последние 15 лет.
Кто бы знал тогда, что, если я хочу сейчас грамотно писать, то мне поможет Word, все ошибки подчеркиваются. Усовершенствовать свои навыки чтения, можно без проблем, благо литературы сейчас навалом. Хочешь, что то посчитать, гуглишь любую формулу и считаешь.
Вывод такой, профессию маркетолога, которая меня сейчас кормит, я начал изучать только в 27 лет. И, что самое интересное, я без проблем постоянно пополняю свои знания как теоретически, так и практически в течении дня в сети интернет (you tube, образовательные площадки, блоги и т.д.) и мне этого хватает с лихвой для работы и усовершенствования своих знаний и навыков.
То есть получается, что сейчас, уже не надо разбазаривать столько времени на получение однотипных знаний из школьной программы. Необходимо буквально научиться условно читать, писать и считать, а вот дальше необходимо с помощью тестов и наблюдений постараться разглядеть то, к чему ребенок больше тяготеет и что ему интересно.
Понимаю, что под словом "интересно", многие скажут, что ему или ей интересен только смартфон. Да, это проблема для многих, а может это эволюция, кто его знает. Но, мы взрослые "сидим" в смартфонах не меньше наших детей и что бы, кто не говорил, дети учатся на наших действиях и поступках. Мы сидим в телефоне, компьютере, телевизоре и они "учатся" этому, мы действуем вместе с ними, готовим на кухне, катаемся на лыжах, привлекаем их поучаствовать в нашей жизни и они, когда вырастут, будут действовать.
И так, теперь об исследовании.
При опросе учеников 8-11 классов, 76% старшеклассников расценивают учебную программу на 2-ку и 3-ку - находят её несовременной и оторванной от реальной жизни.
Лишними уроками, считают:
ОБЖ - 69% учеников;
Труд - 57% учеников;
Астрономию - 38% учеников;
Религиозная культура - 22% учеников;
Краеведение - 17% учеников.
Нужными уроками, считают:
Психология - 44% учеников;
Финансовая грамотность - 41% учеников;
Половое воспитание - 31% учеников;
Программирование - 31% учеников;
Основы предпринимательства - 19% учеников.
Про труд, я конечно не соглашусь. Понимаю, что все хотят заниматься только интеллектуальным трудом, но физический труд необходим, по крайней мере, до тех пор, пока роботы не будут выполнять многие функции за человека. Опять же, физический труд создает созидательную, эстетическую и духовную возможность реализации человека, поиска себя и своих возможностей. Мне например, очень нравится делать, что то, своими руками.
Самым важным условием для принятия решения школьниками нужности или ненужности предмета, стало "пригодится или не пригодится в жизни".
Так же школьники хотели бы иметь возможность влиять на формирование своей школьной программы, исходя из собственных интересов и перспектив на будущее, за это проголосовало аж 93,9% учащихся.
Буквально сегодня Матвиенко заявила о том, что всех российских школьников нужно переводить на пятидневную учебную неделю, что бы они могли больше времени проводить на улице и с родителями.
Лично я считаю, что это правильно, необходимо соблюдать баланс между учебой и отдыхом, что бы избежать никому ненужных психологических срывов. Иногда смотрю, что некоторые школьники, особенно отличники, выглядят как загнанные лошадки, им уже ничего не надо. Вангую, что когда они вырастут, то у них уже не останется, ни сил, ни желания, что либо творить.
А, что думаете вы, по поводу современной школьной программы, надо ли, что то менять или оставить все как есть?