Найти тему

Луций Анней Сенека Младший

Философ стоик Сенека Младший родился в 4 году до н.э. в Кордове в семье Луция Аннея Сенеки Старшего. Отец был выдающимся ритором и историком своего времени, большим приверженцем староримских нравов и очень скептически относился философии. Всех своих сыновей он побуждал к государственной карьере, которая одна только и была достойным занятием римского аристократа. У Сенеки Младшего интересы были другими, — он с юности увлёкся философией, — но перечить воле отца он не мог и вместо того чтобы открыть философскую школу, как Музоний Руф или Эпиктет, Сенека стал политическим писателем и оратором, обрёл популярность на этом поприще и вошёл в сенат.

Сенатор из Сенеки получился неудобный. Император Калигула даже собирался убить его, и это, возможно, сильно изменило бы будущую европейскую культуру. Впрочем, этого не произошло из-за того, что Сенека был крайне слаб здоровьем, и одна из фавориток Калигулы высказала мнение, что Сенека скоро сам умрёт от чахотки. Судьбе, однако, было угодно, чтобы Сенека пережил Калигулу. В 41 году тот был убит и на престол взошёл император Клавдий. В том же году Сенеку по ложному обвинению сослали на Корсику. Последующие 7 лет он занимался в ссылке естествознанием, философией и написанием трагедий.

Из ссылки философ был возвращён хлопотами Агриппины — четвертой жены Клавдия. Эта женщина была интриганкой и заговорщицей, желавшей свергнуть с трона своего мужа и возвести на него своего сына — Нерона. Она предложила Сенеке стать наставником её сына, рассчитывая, что тот имеет зуб на Клавдия и будет её верным союзником. Этот расчёт, однако, провалился. Сенека не питал ненависти к Клавдию, в интригах Агриппины не участвовал и как мог пытался ограничить её влияние на сына. Ещё через 6 лет Клавдий был отравлен женой, и Нерон стал императором.

Первое время по воцарению Нерона подлинным правителем Рима была его мать Агриппина. Однако Нерон тяготился этим и положил этому конец, передав её полномочия двум своим воспитателям — Сенеке и префекту преторианцев Сексту Афранию Бурру. Эти советники не соперничали, но составили двойственный союз став теневыми правителями империи. Последующие пять лет их правления (54-59 гг.) известны как счастливая эпоха принципата.

В это время Сенека отнюдь не был всесильным правителем. Ему постоянно приходилось лавировать, идти на компромиссы с Нероном и с Бурром, но это позволило ему многое сделать для своей страны. Политический террор в Риме пошел на убыль. Власть сената была расширена на радость республиканской оппозиции. Сама эта оппозиция получила возможность высказываться в сенате почти открыто. Кроме того, государственная казна была отделена от личного имущества императора. Начались антикоррупционные процессы против наместников римских провинций.

Больше всего врагов Сенека нажил себе кампанией против политики доносительства, поощрявшегося при первых императорах. В частности, был привлечен к суду Суиллий — самый грозный и продажный обвинитель при Клавдии. Но в доносительстве была замешана большая часть римской аристократии и теперь, боясь осуждения, эти люди стали врагами Сенеки. И сам император Нерон по мере взросления всё чаще ставил своих советников в сложное положение, когда политика компромиссов становилась всё более отвратительной.

Последней такой "соломинкой", после которой Сенека принял решение уйти из политики, стало убийство Нероном своей матери Агриппины в 59 году. Сенека подал в отставку, но Нерон не принял её. Тем не менее, Сенека стал уклоняться от участия в государственных делах. Отношения с императором становились всё более натянутыми и, наконец, через три года Нерон сам отправляет Сенеку в отставку, а в 65 году приказал ему умереть. Поводом к этому послужило ложное обвинение Сенеки в участии в заговоре против Нерона. Сенека доказал свою невиновность, но отмены приказа не последовало. У римлян (как позже у самураев) считалось позорным не выполнить такой приказ, и Сенека его выполнил.

Этот человек оставил нам обширное литературное наследие. Дошло до нас далеко не всё, но и то, что дошло, восхищает. Не даром он считается одним из классиков Поздней Стои, оказавшим огромное влияние на всю последующую европейскую этику. На это направлены как его философские труды, так и его трагедии, в которых он героизирует стоическое отношение к смерти.

Есть даже мнение, что библейский сюжет о казни и воскрешении Христа восходит к неизвестной нам трагедии Сенеки. Очень уж соответствует эта история типовому сюжету древних трагедий: 1) герой терпит поражение; 2) он гибнет в ходе жертвенного ритуала; 3) вестник сообщает о его судьбе; 4) тело готовят к погребению; 5) оказывается, что герой не умер, а обрёл бессмертие и предстаёт перед людьми в качестве бога. Известно, что Сенека всю жизнь интересовался восточными религиями, а его старший брат даже упоминается в Новом завете, как проконсул Ахайи, отказавший иудеям в рассмотрении обвинений против апостола Павла.

Впрочем, даже если Сенека и не оказал прямого влияния на библейские тексты, его влияние на христианское богословие отрицать невозможно. Равно как и на философию Нового времени. Читайте его труды, в них очень много полезного для души!

Луций Анней Сенека Младший, фрагмент картины "Четыре философа", Питер-Пауль Рубенс, 1611 г.
Луций Анней Сенека Младший, фрагмент картины "Четыре философа", Питер-Пауль Рубенс, 1611 г.

#личность #история #религия #история древнего мира #философия