Итак, Госдума приняла в третьем чтении поправки о прекращении оказания услуг связи, причем без решения суда. Правда пока это касается абонентов в СИЗО и учреждениях, где осужденные отбывают лишение свободы (законопроект № 876381-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части прекращения оказания услуг связи на территории следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Как часто это бывает, законопроект внесенный на рассмотрение в рамках первого чтения и законопроект принимаемый в третьем чтении могут иметь достаточно серьезные различия, и даже такие «небольшие» по содержанию законопроекты могут быть в достаточной степени изменены. При детальном сравнении исходного предложения и рекомендованного к рассмотрению в третьем чтении текста документа, можно сразу заметить ряд поправок, которые с одной стороны выглядят малозначительными, с другой – достаточно серьезно корректируют смысловую нагрузку и зону ответственности законопроекта.
Первое что стоит отметить, это изменение заголовка законопроекта, из-за которого несколько изменилось зона его применения. Так, было решено убрать более широкую формулировку «места содержания под стражей», и оставить только более конкретные «территории следственных изоляторов» и «учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы». Таким образом вне рамок действия законопроекта остаются специфические места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, такие как изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности и гауптвахты.
Важное дополнение в текст, которое нацелено на конкретизацию поправок, это дополнение к упоминанию владельцев номеров – юридических лиц еще и индивидуальных предпринимателей. Данная поправка носит скорее уточняющий характер, однако не упоминание ИП в теории могло привести к правовым коллизиям в взаимоотношениях с сотовыми операторами.
Ну и еще одним уточнением является замена «договоров связи» на «абонентские номера». Часто, преимущественно применительно к юридическим лицам, в рамках одного договора связи могут возникать правоотношения относительно сразу нескольких абонентских номеров. И блокировать весь договор связи из-за неправомерного использования 1 абонентского номера было бы неправильным, но к слову и нелогичным бы не было. Но тем не менее, санкцию планируется распространять только на конкретные дискредитировавшие себя номера.
И есть еще один любопытный момент: вместо размещения «глушилок связи» на все территории такого рода объектов планируется выборочно блокировать номера абонентов, а это значит что органам ФСИН и другим ответственным за выполнение данного законопроекта органам, придется постоянно с помощью мобильных операторов мониторить использование номеров на выбранной территории, и после сверки всех использующихся номеров с списком (!) разрешенных номеров – блокировать нарушителей. В данном контексте вызывает интерес кто как и каким образом будет фильтровать данный трафик и как и каким образом будут исправляться возможные ошибки, например если в отчет попали номера не имеющих отношение к этим территориям, например номера адвокатов, посетителей, и даже случайных прохожих, учитывая что места следственных изоляторов зачастую находятся в черте города. И ответа на данные вопросы мы пока не знаем.
Данная инициатива, несомненно, выглядит полезной и правильной – ну сколько уже граждане могут получать звонки из тюремного колл-центра от имени службы безопасности какого-нибудь крупного банка? Так что ждем, когда механизм такой блокировки будет отработан на практике и покажет свою работоспособность