6 Причин медленного чтения:
1) Мысленное проговаривание слов
2) Регрессии или возврат к уже прочитанному
3) Низкое внимание, отвлечение во время чтения
4) Неразвитое периферическое зрение
5) Неразвитое быстрое восприятие текста
6) Отсутствие гибкой работы с текстом, которая позволит читать быстрее и запоминать лучше.
В нашем курсе по скорочтению мы работаем над устранением всех 6-и причин, благодаря чему вы максимально комплексно осваиваете навык быстрого чтения.
С помощью каких упражнений и техник это делается читайте ниже. Мы рассказали почти обо всех упражнениях из нашего курса.
1) Мысленное проговаривание слов
Субвокализация — это мысленное проговаривание текста при чтении про себя.
Прекратите проговаривать слова в голове и тогда вы сможете перейти на высокую скорость чтения. Полностью избавиться от проговаривания невозможно, но минимизировать этот процесс необходимо. Лучшее упражнение для избавления от проговаривания «от 10 до 1».
- Упражнение: «От 10 до 1»
Необходимо читать текст при этом одновременно считать про себя от 10 до 1. Не переживайте если не понимаете содержание прочитанного, важно читать, сосредоточившись на счёте.
Если вы хотите научиться читать в 2-10 раз быстрее и запоминать прочитанное ещё лучше!
Участвуйте в бесплатном марафоне по скорочтению:
Вконтакте - https://vk.com/app5898182_-168703647#s=786387
Телеграм - https://t.me/skorochtenieonline
2) Регрессии или возврат к уже прочитанному
Регрессии замедляют вашу скорость чтения в среднем на 30%. Избавившись от возвратов, вы не только увеличите свою скорость чтения, но и станете лучше концентрироваться на прочитанном. Станете меньше отвлекаться от текста, а качество усвоения и запоминания улучшится.
2. Упражнение: «Шторка»
Нужно читать, прикрывая уже прочитанную строку рукой или листком, то есть двигать рукой сверху вниз закрывая прочитанный текст и задавая быстрый темп для чтения.
3. Упражнение: «Чтение с указателем»
Нужно читать текст водя по нему пальцем или карандашом. Задавайте указателем темп чтения, пробуйте ускорять и снижать темп. Ваш взгляд должен следовать за указателем.
3) Низкое внимание, отвлечение во время чтения
Неспособность долго быть сосредоточенным на тексте, из-за чего страдает скорость чтения и усвоение прочитанного.
4. Упражнение: «Темы абзацев»
Нужно прочитать абзац и определить его тему, как можно конкретнее. Это развивает внимание и усвоение текста.
5. Упражнение: «Называем цвета»
Данное упражнение не только развивает внимание, но и активизирует работу обоих полушарий мозга.
Необходимо не читать слово, а называть цвет, которым оно написано. Делать это нужно как можно быстрее.
6. Упражнение: «Пейзаж за окном»
Данное упражнение развивает не только внимание, но и память.
Вам необходим пейзаж. Для тренировки выберите вид за окном. За 30 секунд запомните максимально большое количество деталей: цвет полотенец, висящих у кого-то на балконе, количество деревьев и подобные мелочи. Затем отойдите от окна и попробуйте мысленно воспроизвести увиденное. Закрыв глаза, восстановите картинку по памяти. Далее сравните результат с оригиналом.
4) Неразвитое периферическое зрение
Чем шире ваше периферическое зрение, тем больше слов вы можете прочитывать за одну фиксацию взгляда, а значит тем и быстрее вы будете читать.
7. Упражнение: «Луч»
Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять, то сужать его. Для расширения периферического зрения вам нужно будет водить своим «лучом» по нескольким строчкам текста сначала слева направо, а затем справа налево, стараясь четко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремясь понять их смысл.
И так, сначала следует водить взглядом по двум строкам одновременно, далее — по трем, пяти, затем вновь по трем, двум и менять направление слева направо, а затем справа налево, смысл текста понимать не нужно.
8. Упражнение: «Таблицы Шульте»
Таблицу Шульте необходимо выполнять, смотря строго в центр таблицы и периферийным, боковым зрением находить цифры в порядке их возрастания.
Также эти таблицы способствуют улучшению зрения и развивают внимание.
9. Упражнение: «Чтение по пробелам»
При чтении необходимо останавливать взгляд между слов, то есть в пробелах и периферическим зрением читать слова по обе стороны пробела.
10. Упражнение: «Третье слово»
Нужно читать только каждое третье слово. Вернее сказать ваш взгляд должен останавливаться на каждом третьем слове, но при этом мигом пробегать по другим словам.
11. Упражнение: «Вертикальное чтение»
Читать вертикально значит не справа налево, а преимущественно сверху вниз, захватывая края строк периферическим зрением.
12. Упражнение: «Буквенные пирамиды»
Смотреть нужно строго по центру, постепенно спускаясь вниз и стараясь увидеть всё больше по обе стороны. Делайте это упражнение медленно, доставая периферическим зрением буквы с разных сторон.
5) Неразвитое быстрое восприятие текста
Быстрое восприятие текста развивается путём практики, то есть чем больше читаешь тем быстрее можешь.
Ниже представленные упражнения развивают быстрое восприятие текста, мышление, внимание и способность концентрироваться:
13. «Тарабарское чтение» (Чтение справа налево)
адварП, мротш ланичан угонменоп ьтахитс, он ялд сан ен ьсоледивдерп ин йешйелам итсонжомзов ясьтажредорп ан едов од йот ыроп, акоп ым мёдйов в ьнаваг.
14. «Без гласных»
Н*д*л* ч*р*з дв*-тр* *бв*л п*лн*сть* р*зр*б*т*л пр**кт в*тр*н*й м*льн*ц*.
15. «Перемешанные буквы»
Звдврсутай, — сзакал он, уяабысль змоорвваесшудя мьаликчу.
16. «Вверх тормашками»
Необходимо перевернуть книгу или смартфон вверх тормашками и читать текст в таком режиме.
17. «Поиск слов»
Нужно найти слова, начинающие на определенные буквы. Делать это нужно быстро, не читая текст, а просматривая его.
6) Отсутствие гибкой работы с текстом, которая позволит читать быстрее и запоминать лучше.
18. Техника: «Тик-так»
Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.
19. Техника: «Между строк»
При чтении необходимо смотреть на белое пространство между строк или на верхушки букв. Скорость чтения сильно увеличится.
20. Техника: Предпросмотр — цель — МИГ — сбор урожая
- Предпросмотр
Перед тем читать текст необходимо его просмотреть, изучить его структуру, прочитать названия глав, первые предложения абзацев.
2. Цель
"Хочу прочитать, понять и запомнить" - Эту фразу необходимо проговаривать про себя перед тем, как начать чтение. Дав себе эту установку прочитать, понять и запомнить вы уже гораздо лучше запомните текст, нежели без неё.
Вопросы, которые необходимо себе задать перед чтением:
1. Зачем я это читаю?
2. Насколько важен материал, который я собираюсь прочитать?
3. Сколько у меня времени?
3. МИГ
Уяснив свою цель, «включитесь в МИГ» с помощью трех приведенных далее шагов и приступите к ее реализации, максимально сосредоточившись.
Шаг 1 . «Стоп». Сделайте три глубоких вдоха подряд не выдыхая, чтобы очистить мозг от всех мыслей. (Этот шаг останавливает вас перед действием и вводит в состояние осознанности. Во время трех глубоких вдохов вы заряжаете свои тело и мозг кислородом.)
Шаг 2 . «Внимание». Сделайте резкий выдох, чтобы настроить себя на действие.
Шаг 3 . «Поехали». Произнесите свою цель(прочитать, понять и запомнить) и сделайте первый шаг для ее осуществления, тем самым загрузив в голову лишь одну мысль и придав себе начальный импульс к ее реализации.
4. Сбор урожая
Собрать урожай - это значит, что после прочтения текста нужно его представить образно и рассказать самому себе о чём вы прочитали.
Если вы хотите научиться читать в 2-10 раз быстрее и запоминать прочитанное ещё лучше! Участвуйте в бесплатном марафоне по скорочтению:
Вконтакте - https://vk.com/app5898182_-168703647#s=786387
Телеграм - https://t.me/skorochtenieonline