Найти в Дзене
Юлия Либерио

Немного мистики. Дневник Елены Анненковой. Часть 5. Трава правды и Марфушины секреты

Начало здесь.

Предыдущая часть здесь.

Зачем я решила описать всё то, что произошло со мной? Если я уйду слишком рано и не успею сделать то, ради чего пришла в этот мир, должен найтись человек, который победит зло.

Напрасно я стояла всё утро у портрета Елены-старшей. Я пыталась позвать, заговорить с ней, но она не отзывалась. Я не могла понять, что произошло.

Моё отчаяние было так велико, что я отказалась завтракать, сославшись на отсутствие аппетита.

Почти весь день я провела в гостиной перед мольбертом. Елена по-прежнему не отвечала мне, взгляд её казался пустым и холодным. Я пыталась поправить что-то в её портрете на моём холсте, но быстро прекратила, поняв, что могу его только испортить. Портрет был завершён.

Я пошла к батюшке и попросила его заказать раму для портрета, что он пообещал исполнить в самое ближайшее время. Я хотела идти, но батюшка остановил меня.

-Тебе одиноко, Елена? – спросил он.

Я отвечала, что сама не знаю. Наверное, да, бывают дни, когда мне грустно, но вот от одиночества ли?

-Графиня сказала мне, что говорила с тобой о замужестве и семье, но ты ответила, что не хочешь замуж.

-Мне рано об это думать, государь граф, - повторила я ему то же, что и матушке.

-Может быть, тебе – рано. Но графиня считает, что пора учить тебя танцам и этикету.

-Зачем?

Батюшка попробовал перевести всё в шутку:

-Разве ты не знаешь, зачем молодой девушке танцевать? Чтобы она не скучала на балу!

Шутка не нашла у меня отклика, и батюшка это понял.

-Ну, иди к себе. Я поговорю об этом с Марфушей.

Вечером Марфуша, за весь день почти ни слова не проронившая, подошла ко мне:

-Я вижу, что ты весь день тоскуешь и не знаешь, чем себя занять. Помоги мне разобрать травы.

Мы присели у столика, и Марфуша достала маленький, жиденький пучок какой-то травы, которой я раньше не видела – на стебельках редкие бледно-зелёные узкие листочки.

-Что то? – спросила я. – И почему здесь только это?

Фото автора
Фото автора

-Не надо тебе знать названия этой травы. Я специально ходила только за ней, а растёт она далеко в лесу. И её нельзя рвать много. Оторви один лист и разотри пальцами.

Я выполнила то, что сказала нянюшка, и поднесла руку к лицу, чтобы почувствовать запах.

Я ничего не ощутила. Совсем ничего.

-У неё нет запаха, - сказала Марфуша, понявшая моё удивление. – И вкуса. Тем она и хороша. Смекаешь, почему?

-Её можно подмешать в еду или напиток, и никто не поймёт, - догадалась я.

-Верно, Еленушка.

-А зачем это делают?

-Когда человек одурманен этой травой, он говорит то, что думает. Напои любого её отваром – и он раскроет тебе свои секреты, потому что не смоет солгать. Эта трава опасна, Елена. Однажды отвар её был добавлен в лимонад, поданный на стол, за которым собралось много гостей. Многие из них на следующий день проснулись врагами, а кое-кому это стоило жизни.

-Зачем же это сделали? Разве человек, который поступил так, не понимал такого исхода?

-Это и был злой умысел.

-Зачем же ты принесла её в дом?

-Я хочу поговорить с тобой. Теперь, когда ты знаешь, что держишь в руках, мы сделаем отвар и выпьем немного. Не бойся, к утру его действие исчезнет.

-Нянюшка, разве я обманывала тебя когда-то? Зачем ты хочешь устроить мне такое испытание?

-Тогда тебе нечего бояться, душа моя.

Пойманная таким образом нянюшкой, я согласилась.

Отвар, добавленный в чай, не придал ему никакого нового вкуса. Мы выпили по чашке.

-Когда же он начнёт действовать? – спросила я.

-Скоро, - ответила нянюшка. – Пока же скажи мне, что печалит тебя целый день?

-Я не хочу говорить об этом.

-Отчего?

-Все станут смеяться надо мной, если узнают.

- Обещаю тебе, что никому не скажу и сама смеяться не стану.

С трудом подбирая слова, я рассказала Марфуше про мои беседы с другой Еленой. Видя, что Марфуша действительно не смеётся и слушает внимательно, я увлеклась и окончила свой рассказ на том месте, когда Елена не осудила моё нежелание выходить замуж.

-А вот матушке это сильно не нравится, - пожаловалась я. – Она теперь хочет учить меня бальным танцам и этикету. И всё это затем, чтобы выдать меня замуж, как Аннушку.

-А чем бы ты хотела заниматься, Елена? – спросила нянюшка.

Её вопрос озадачил меня.

-Если у женщины есть семья, она становится смыслом её жизни. Так и государыня графиня, не видя другого смысла, хочет, чтобы ты жила этим.

-А ты, Марфуша? Ты видишь другой смысл?

-Я – да. Я свою жизнь посвятила борьбе со злом, только, похоже, одной мне не справиться.

-И ты хочешь, чтобы я помогла тебе? - догадалась я.

-Не важно, хочу ли я этого. Важно, чего хочешь ты. Погоди, не отвечай мне ничего. Сперва ты должна узнать, как опасно то, что я делаю, и почему я не отступлюсь от своей цели.

Я слушала Марфушу, затаив дыхание.

-Я всегда старалась беречь тебя. Несмотря на мои усилия, тебя едва не погубили вместе с Митей.

-Та женщина в чёрном не кладбище?

-Да, это она. Наше родовое проклятье. Помнишь, ты задала мне вопрос, почему я назвала тебя частью своего рода?

-Я не забыла.

-Мы с тобой одной крови, Еленушка. Для твоего брата я не только нянька, я - его старшая сестра.

-Почему же от меня это скрывали?

-Потому, что ты была мала для таких разговоров. Теперь, я вижу, время пришло. Я родилась у простой крестьянки. Старый граф, твой дед, в молодости не раз развлекался с молодыми девушками из деревни, а потом их выдавали замуж, и рождённые ими дети, в свою очередь, становились крестьянами. Не знаю, почему он выбрал меня. В семье, где я росла, меня не любили – я была им чужая. Я вошла уже в тот возраст, когда девушек выдают замуж, но меня не сватали – за мной даже банного веника приданного не обещали, да ещё и нередко наговаривали лишнего. Так было удобно – лишние руки в хозяйстве, а пристроить лучше своих дочерей.

Однажды твой дед приехал в село, чтобы найти кормилицу для своего новорожденного сына. Ты помнишь Агафью?

Я кивнула. Конечно, я помнила старуху Агафью, мать кучера Егора и бабку Кирюшки.

-В тот год её мужа забрали в солдаты, и она осталась одна с совсем маленьким сынишкой. Ей и жить-то было негде. И мой неродной отец взял её в работницы. Мы с Агашей подружились, нас связывало то, что обе мы могли рассчитывать только на себя.

Матушке моей нелегко было видеть такое ко мне отношение. Узнав о приезде старого графа, она сумела увидеться с ним. После этого мы уехали из своего дома – Агафья – кормилицей, я – мамкой для твоего батюшки.

Надо сказать, что старый граф женился поздно, но выбрал для себя молодую невесту, чтобы заполучить законного наследника. Она же, бедняжка, умерла родами, и Алёшу растили мы с Агафьей. Он был привязан к нам, а старый граф, хоть и не мог дать мне своего имени, стал навёрстывать то, что не дал мне в детстве. Он относился ко мне по-отцовски, не раз говорил Алёше, что тот должен уважать меня. К тому же он, зная о семейном нашем проклятии, понял мои способности к лечению травами и всячески поощрял их.

Однажды он спросил, хотела бы я выйти замуж, и обещал найти мне мужа среди людей пусть не благородного сословия, но достойного, и обеспечить деньгами. Я не хотела этого, а он не стал настаивать.

Перед смертью он позвал нас обоих – меня и Алёшу – и сказал: «Кровь не вода, она даст себя знать. Держитесь друг друга, помните, что у вас есть общий враг».

-Да кто же это?

-Хватит на сегодня, Еленушка. Ты и так теперь будешь обо всём этом думать, мучить свою бедную головушку. Успеется.

-Марфуша, а ты знаешь, что случилось с Еленой, куда она пропала?

-Да ничего с ней не случилось. Скоро снова сможете разговаривать. Она пока привыкает к своему новому телу.

-Какому?

-Ты её хорошо нарисовала, смогла суть уловить. Теперь она через оба портрета говорить с тобой сможет, только надо время ей дать. Не зря же она велела тебе портрет жениху преподнести. То, что она с одного портрета увидит – о том и другой знать будет, и тебе поведать сможет. Устала ты. Давай-ка помогу тебе, утро вечера мудренее…

Под привычные Марфушины слова я оказалась в постели и быстро уснула. Вот, значит, кто это – вторая тётушка, что замуж не вышла…

Продолжение здесь.

Жду ваших комментариев, критики и предположений)))