Найти тему

«Достоинство человека — быть с Богом, в Духе»

Мы все прекрасно знаем наше достоинство, но часто боимся сказать об этом и считаем себя «ничего»...

Хотелось бы качественно расти — качеством внутренней жизни. Оно проверяется очень легко. Приходит знаменитый подвижник, пустынник в монастырь. А настоятель сидит и кость ему кидает. И тот становится на четвереньки и берет эту кость, как собака. Представляете, какое у человека состояние души? Он сразу понимает: «Я же хуже! Мне кинули кость, и я, конечно же, должен ее взять, потому что настоятель мне ее кинул». Он берет ее по своим грехам, как покаяние. По нашему сегодняшнему пониманию — это сумасшествие, это «Новинки». А у нас один инок сказал брату: «Ты бомж», а тот в ответ: «Какой я бомж?! Я — брат!» Вот разница.

Мы все прекрасно знаем наше достоинство, но часто боимся сказать об этом и считаем себя «ничего»...-2

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ

Вы спросите, где тогда грань между достоинством человека и таким самоуничижением? А достоинство человека — быть с Богом, в Духе. Если в человеке нет Бога, нет Духа Святого — какое в нем достоинство?

Был такой мученик Варвар. Он был убийцей, насильником, но стал святым. К нему прикоснулась благодать, и он почувствовал, насколько виновен. Когда его послали жить со свиньями, с коровами, он сказал: «Я недостоин ходить на ногах, как человек, и буду ходить на четвереньках, потому что я животное». Вот так он восстанавливал свое достоинство. И не только восстановил, но стал святым. И даже когда было откровение, что он прощен, он все равно не встал на ноги, чувствуя свою греховность. Вот это есть святость.

Какое достоинство было у презренного мытаря, которого все осуждали? Что он сказал такого, что вышел из церкви оправданным? — «Боже, милостив буди мне, грешному». И какое было достоинство у фарисея, который говорил: «Хорошо, что я вот такой: пощусь, молюсь, всё делаю по закону, не то что этот негодяй»?..

Мы все прекрасно знаем наше достоинство, но часто боимся сказать об этом и считаем себя «ничего». «Уже меньше курю, меньше ругаюсь. Всё отлично, никаких грехов у меня нету. Что мне надо делать?» — это исповедь наших братьев на подворье. «Конечно, у тебя грехов нет, но давай все-таки скажем Богу: "Прости"». И так бывает годами, даже десятилетиями. Вот и всё достоинство! На что я надеюсь? Что в какой-то момент — лет через 10 или 20 — что-то изменится, «щелкнет», и человек откроет для себя свой грех, увидит свою неправду, увидит Бога. Потому что Бога-то он не видит из-за своей правды, из-за своего «достоинства».

А как Христос? Представляете, какое у Него достоинство? Он пришел, Творец человека, и идет к Иоанну на Иордан креститься. Иоанн в ужасе: «Ты — Творец всего, как я Тебя буду крестить как грешника?» Как можно в это вписать человеческое достоинство? Или когда Он вышел избитый, поруганный в Своей плоти перед иудеями, и Понтий Пилат сказал: «Се человек»?

Христианство переворачивает пирамиду нашего понимания жизни. Поэтому христиане и непонятны были язычникам. Они непонятны и в этом мире, где всё расписано по рангам. Когда кто-то в семье обращается к Богу, его считают сумасшедшим: «Точно заболел! Что он делает? Надо же брать, а он хочет отдать! Надо воевать за свое достоинство, а он непонятно что делает!» Но перемена происходит внутри тебя, ты уже понимаешь, что так жить нельзя, что это фальшиво, что вся эта картинка быстро смоется, что нужен новый человек. Нужно, чтобы новый человек родился! Я хотел бы, чтобы мы все родились заново. С новым пониманием достоинства, с новым пониманием красоты.

Мы все прекрасно знаем наше достоинство, но часто боимся сказать об этом и считаем себя «ничего»...-3

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU >>