«В ту ночь, последнюю ночь Шмуэля в лагере, он привел Инге в небольшой сад диких роз, расположенный за пекарней. Он был обнесен высоким забором с железными коваными воротами, запертыми на замок. Прежде чем Инге успела остановить Шмуэля, он залез на ворота и спрыгнул в сад.
— Не надо! Тебя накажут!
Он на секунду остановился и оглянулся.
— Куда уж больше? Утром меня депортируют.
Он принялся перебирать розовые кусты в поисках самого совершенного цветка.
/Терезиенштадт, Чехословакия, сентябрь 1944 г./
Инге понятия не имела, что станет с Шмуэлем. Тогда она не знала, что, покинув Терезиенштадт, поезд несколько дней шел без остановок. Наконец он остановился, распахнулись двери вагона для перевозки скота.
— Где мы? — спросил Шмуэль.
— Биркенау. Освенцим.
— Есть здесь кто-нибудь из Терезиенштадта?
— Были.
— Были? А сейчас где?
— На небесах, — был ответ.
/Концлагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим), Польша, октябрь 1944/
Его обнаженное тело, которого он так давно не видел полностью, изменилось. Теперь под мертвенно-бледной кожей были только кости, а ноги опухли до щиколоток. Мускулов больше не было. Тазовые кости выпирали, их острые углы местами были покрыты тонкой корочкой. Он понимал, что выглядит отвратительно, его мутило от вида собственного тела. От прикосновений с кожи Шмуэля сыпались белые хлопья. От этого ему казалось, что его останки превращаются в пыль.
/Унтериглинг, Германия, апрель 1945 г./»
Такие дела.
Завтра в Москве в Еврейском музее открывается выставка «(Не) время для любви. Истории влюбленных, переживших Холокост». Документы, воспоминания, судьбы реальных людей и произведения искусства, вступающие с ними в диалог. Словом, нужно идти. Вход на выставку свободный.
https://www.jewish-museum.ru/exhibitions/-ne-vremya-dlya-lyubvi/
https://t.me/theblueprintru/4570
«В ту ночь, последнюю ночь Шмуэля в лагере, он привел Инге в небольшой сад диких роз, расположенный за пекарней
1 марта 20211 мар 2021
3
1 мин