Найти тему

Ну и раз уж дело к ночи

Ну и раз уж дело к ночи.
Поговорим о главной причине наших бессонниц - сериалах.

Пусть сегодня это будет «Дракула» (2020).

У многих какие-то спорные с ним отношения. А мне вот трехсерийный новый Дракула отлично зашёл.

Этимология у проекта такая: шоураннеры «Шерлока» (того самого) Марк Гэтисс и Стивен Моффат однажды пару лет назад взялись за трухлявого и весьма потрёпанного экранизациями Дракулу. Без всякого пиетета и со всем возможным юмором. И получился у них Дракула - неожиданный, местами - узнаваемый, местами - совершенно нет, местами - ну просто «как так можно с 500-летним старичком»? Словом - получился.

Проект - это три серии по полтора часа. И каждая серия - отличается от предыдущей композиционно. И много чем ещё отличается. Кроме того, что это, конечно, жутковатый местами хоррор (хотя, не знаю, что ещё сегодня способно напугать в кино), здесь есть и классическая английская «Агата Кристи» (2 серия), и «поворот не туда» в лабиринтах страшного замка vs собственного сознания (1 серия), и неплохой такой замах на актуализацию темы «вампиризма» и размышления о метаморфозах бессмертия (3 серия). И юмор, да.

Начинается все с допроса: весьма цепкая монашка (и даже две) пытает вопросами измученного, натурально - подгнивающего Джонатана Харкера, которому каким-то чудом удалось сбежать из-под назойливой опеки графа как вы сами понимаете Дракулы. Что там в замке последнего произошло? Были ли разговоры исключительно платоническими? И при чем тут, в конце концов, мухи? (Пожалуй, их жужжание - самая жуткая часть антуража). Джонни как может вспоминает. Параллельно отдавая должное ядовитому юмору бойкой монашки. А потом... (суп с котом, не буду спойлерить).

Больше всего вопросов у критиков вызывает 3 серия. Мол - как так? Мелковатый Дракула, стареющий папик, меркнущая легенда, да и вообще - трус. Но, согласившись со всем перечисленным (что ж, наверное, так и есть), нельзя не оценить ту отвязную самоиронию, с которой создатели (а следом и все мы) вглядываются в собственные безупречные отражения (ах, какая же у меня отличная физиономия! Ну чисто - феечка), через фронтальные камеры телефонов, через мерцающее своё бессмертие. Единички и нолики. Ну забавно же, в самом деле, пялиться на вот такое своё отражение, где смешным становится любая легенда, беспомощным - любой миф, неуместным любой страх и изъян. Какие уж тут легенды, ужас и мурашки? Куда им в переполненную память телефона? Где поток ничего не значащих селфи/мгновений вот-вот выйдет уже из берегов разумного.

В этом контексте - конец третьей серии мне кажется отлично работает. Сначала - разрушить, обесценить всё и вся, потом - найти в этих развалах новую легенду, поистине душераздирающей красоты. И мощи, пожалуй, тоже.

А какой здесь Ван Хельсинг.

Ни в одной интерпретации истории Брэма Стокера я так и не смогла вдохновиться праведной ролью этого персонажа. Но пришёл черёд и ему завалиться в сердечную мышцу. Долго же я тебя ждала, Хельсинг.

Сериал доступен на Netflix.