История создания самой модной платформы для обмена видео
Приложение, пользователи которого записывают короткие видео, устраивают челленджи, танцуют, поют под фонограмму, разыгрывают смешные сценки, делятся с миром своими взглядами на жизнь и злободневные события – всего за несколько лет существования платформа TikTok стала одним из главных элементов поп-культуры и мощнейшим инструментом общения молодежи со всего мира. По информации на конец 2020 года, приложение скачали в общей сложности 1,6 млрд человек, оно доступно в 155 странах мира и оценивается примерно в $50 млрд.
В TikTok зажигают не только подростки, но и такие звезды как Арнольд Шварценеггер , Уилл Смит, сестры Кардашьян, группа Little Big, Эд Ширан. Тот, кто сейчас популярен в TikTok, владеет умами молодежи. В социальную сеть устремились крупные бренды, малый бизнес, да что говорить - даже МИД, МВД и МЧС России недавно создали там учетные записи и выпустили несколько роликов. Давайте узнаем, кто придумал это модное приложение и почему оно так нравится юной аудитории?
Musical.ly + Douyin = TikTok
Эта история отличается от тех, к которым мы привыкли: о том, как один (или двое) непризнанных, но гениальных друзей в мамином гараже создают продукт, который станет основой миллиардной империи. Сегодня рассказ пойдет о том, как разным людям и компаниям почти одновременно пришла в голову похожая идея. Они успешно воплощали ее и по отдельности, но когда объединились – совершили настоящий прорыв.
Чжан Имин – основатель ByteDance
Сейчас приложением TikTok владеет ByteDance, одна из самых дорогих компаний не только в Китае, но и в мире, её стоимость оценивается в $150 млрд. Основатель фирмы – программист Чжан Имин. Ему всего 37 лет, он один из самых влиятельных предпринимателей КНР, но при этом остается в тени и не стремится к публичности.
Чжан родился в 1983-м в глубокой провинции, в 18 лет поступил в Нанкинский университет, где сначала изучал микроэлектронику, а потом увлекся программированием. Юноша был типичным скромным компьютерщиком – кроме учебы его интересовали только кодинг и книги, а зарабатывал студент ремонтом компьютеров. Так, по словам бизнесмена, он и познакомился с супругой – милая одногруппница попросила починить ноутбук.
После окончания университета молодой программист поработал в нескольких крупных компаниях, в том числе, в Microsoft Asia Lab и Tencent – крупнейшей китайской финтех-корпорации. И чем опытнее он становился, тем больше увлекался искусственным интеллектом, алгоритмическими лентами и думал о том, как на этом можно заработать.
В 2012-м Чжан Имин открыл стартап Beijing ByteDance Technology Co., Ltd и вместе с несколькими коллегами начал разрабатывать приложение Toutiao ("Свежие новости”) – новостной агрегатор. Его изюминкой была “умная” алгоритмическая лента, которая подбирала и сортировала информацию в соответствии с вашими интересами. Сейчас этим никого не удивишь, а тогда стало инновацией, и крупных конкурентов у ByteDance на этом поле не было.
“Первое время после открытия ByteDance из-за детской внешности меня часто не принимали всерьез и переключали разговор на моих коллег и партнеров сразу после знакомства. Так вести переговоры непросто.” (с) Чжан Имин, основатель ByteDance
Компания долго не могла найти инвесторов, но в основном потому, что Чжан не хотел связываться с китайскими корпорациями вроде Alibaba. Бизнесмен знал, что в таком случае его фирму рано или поздно ждет поглощение и искал западных венчурных капиталистов. Через некоторое, не очень простое для стартапа время, они нашлись. В числе прочих в ByteDance инвестировала Sequoia Capital China в лице Нила Шеня , который всегда отслеживает самые перспективные новинки.
Toutiao работает до сих пор и пользуется большой популярностью. Но Чжан на этом не остановился: его команда приступила к разработке нового развлекательного приложения Douyin. Проект вышел на рынок в 2016-м. Он давал возможность записывать и редактировать короткие видео, добавлять фоны, музыку и эффекты. Новая игрушка очень понравилась молодежи - в сети появились собственные мемы и звездочки, да и знаменитости китайского шоу-бизнеса с удовольствием регистрировались в Douyin. В итоге платформа смогла охватить 80% всех пользователей интернета в стране, а это тогда было примерно 600 млн человек. На мировой рынок она вышла с названием TikTok.
Тут можно было бы успокоиться, продать компанию и уйти на покой, но у Имина были другие планы. В 2017-м он купил популярный развлекательный сервис Musical.ly. Сумма точно не известна, но инсайдеры утверждают, что контракт стоил от $0,8 до $1 млрд.
Алекс Чжу и Луис Янг – создатели Musical.ly
"Объединение Musical.ly и Douyin – это естественно, учитывая опыт обоих проектов и общее желание — создать сообщество, где каждый может быть творцом.” (с) Алекс Чжу, сооснователь Musical.Iy
Давние друзья Алекс Чжу и Луис Янг запустили свой первый стартап Cicada в 2014-м. Изначально идея состояла в том, чтобы сделать смартфон не только инструментом развлечения, но и в игровой форме улучшить образование молодежи. Партнеры сумели привлечь инвестиции на $250 тыс и создали платформу, на которой учителя, мастера, кулинары могли записывать и размещать небольшие (максимум 5 минут) полезные и обучающие видеоролики.
Приложение было рассчитано на подростковую аудиторию, но создатели не учли того, что на запись даже такого короткого видео тратится несколько часов, а юной аудитории контент оказался не очень интересен. Cicada провалилась, и партнерам срочно была нужна новая идея. По словам самого Алекса, его осенило в электричке. Он увидел стайку молодых людей и девушек, которые ехали с ним в одном вагоне. Компания постоянно делала селфи, одни слушали музыку, другие снимали видео, как-то обрабатывали, добавляли смешные надписи и отправляли друг другу.
Чжу понял, что для успеха нужно просто помочь людям делать то, что они хотят – совместить все эти развлечения на одной платформе и, главное, не давать новому поколению скучать. Приложение написали в режиме аврала – за месяц. Популярные мелодии, липсинк (совмещение губ со словами), фильтры, стикеры, анимация – в первый же день Musical.lu скачали 500 человек, и, что еще важнее, стали им пользоваться. Это очень важно, ведь сейчас в интернете подписчиков купить легко, и не очень дорого, но если людям не интересно, они с вами не останутся.
К 2017-му аудитория Musical.ly выросла до 100 млн и основатели выставили ее на продажу. К лоту приглядывались такие гиганты как Disney и Apple. Марк Цукерберг заявил, что тоже подумывает о покупке, и в его смартфоне тоже есть Musical.ly. Но выиграл в итоге Чжан Имин. Алекс Чжу стал вице-президентом ByteDance по стратегии и продукту.
TikTok – социальная сеть будущего?
“Была одна девушка, которая в TikTok танцевала модный танец, и сделала кучу ошибок. Люди начали превращать это в челлендж, чтобы ее поддержать. И все вместе развлекались и смеялись над своими ошибками. Вот что отличает TikTok от других платформ, где на нее бы сразу обрушилась волна критики. Это просто позитивное место для развлечения.” (с) Дреа Лейн, Vogue Teen
Сначала оба приложения работали отдельно: Musical.ly в США, TikTok в других странах, но через год окончательно слились. Профили подписчиков обеих платформ автоматически объединились уже под общим названием TikTok и началась мировая экспансия продукта. Социальная сеть захватила аудиторию от 16 до 24 лет, в среднем пользователи тратят на просмотр роликов по 45 минут в день. Постоянный приток новых активных участников привлек в приложение большое количество рекламодателей и, соответственно, денег. ByteDance из крупной компании превратилась в настоящего интернет-гиганта.
Как и у любой корпорации, у ByteDance есть проблемы с правительством КНР. Государственные регуляторы обвиняли TikTok в распространении неподобающего контента и уходе от коммунистических ценностей. Чжану Имину пришлось принести извинения и заплатить большой штраф. Американское правительство тоже оказалось недовольно – президент Трамп обвинил социальную сеть в шпионских действиях. Военнослужащим США пользоваться TikTok не разрешается. А в Индии вовсе запретили приложение после пограничного конфликта с Китаем летом 2020-го, и социальная сеть потеряла огромную часть подписчиков.
Но, несмотря на все нападки на TikTok, команда ByteDance создала и запустила популярное приложение FlipChat и платформу для обмена видеосообщениями Duoshan. В планах компании привлечь и более взрослую аудиторию. Чжан Имин и Алекс Чжу рассказали, что сейчас у них в разработке новый музыкальный сервис, который составит конкуренцию Apple Music и Spotify.
TikTok – почему он?
На сегодняшний день TikTok – самое скачиваемое приложение в мире, оно опережает таких гигантов, как Facebook, Zoom, Instagram и WhatsApp. Многие удивляются – в чем же секрет этой легкомысленной социальной сети? Только ли в использовании того же аналитического алгоритма, как в новостном агрегаторе Toutiao, первом детище ByteDance, или в том, что дети и подростки глупые? Как обычно, все не так просто, как кажется на первый взгляд, и успех сложился из нескольких факторов:
- простота. TikTok максимально прост. Создать учетную запись, ориентироваться и управлять приложением может даже ребенок;
- модные звезды шоу-бизнеса, которые ведут свои каналы, привлекают огромную аудиторию;
- гигантская музыкальная библиотека;
- здесь удобно создавать, размещать и редактировать ролики, добавлять эффекты;
- сам контент – короткие и веселые видео: песни, танцы, скетчи, спорт и “сделай сам” развлекают и подходят для людей с клиповым мышлением;
- в самом TikTok есть обучающая программа;
- доброжелательная аудитория – одно из главных слагаемых успеха, положительных и ободряющих комментариев всегда намного больше, чем критики;
- отличная стартовая площадка для начинающих артистов разных жанров – от циркачей до оперных певцов;
- стать популярным в TikTok гораздо проще, чем в других социальных сетях. Пользователи поддерживают и часто помогают друг другу;
- обычный человек может стать влиятельным лицом с огромным числом зрителей.
Нынешняя популярность TikTok поражает воображение. Чтобы сохранить ее на том же уровне и удержать капризную юную аудиторию, создателям придется немало потрудиться, придумывать что-то свежее и интересное. Задача не из легких, ведь мода постоянно меняется, старые конкуренты не отстают и постоянно появляются новые.
Только время покажет, станет ли TikTok таким же долгожителем, как Facebook или через пару лет эта игрушка всем наскучит, и её забросят в пыльный чулан, где она будет валяться рядом с ярко загоревшимися, но быстро забытыми Vine, Prisma и FourSquare.
Еще почитать:
Спасибо за 👍👍👍 и подписку , заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем - установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!