Найти тему
Gem Space Media

TikTok – приложение №1 в мире

Оглавление

История создания самой модной платформы для обмена видео

Приложение, пользователи которого записывают короткие видео, устраивают челленджи, танцуют, поют под фонограмму, разыгрывают смешные сценки, делятся с миром своими взглядами на жизнь и злободневные события – всего за несколько лет существования платформа TikTok стала одним из главных элементов поп-культуры и мощнейшим инструментом общения молодежи со всего мира. По информации на конец 2020 года, приложение скачали в общей сложности 1,6 млрд человек, оно доступно в 155 странах мира и оценивается примерно в $50 млрд.

В TikTok зажигают не только подростки, но и такие звезды как Арнольд Шварценеггер , Уилл Смит, сестры Кардашьян, группа Little Big, Эд Ширан. Тот, кто сейчас популярен в TikTok, владеет умами молодежи. В социальную сеть устремились крупные бренды, малый бизнес, да что говорить - даже МИД, МВД и МЧС России недавно создали там учетные записи и выпустили несколько роликов. Давайте узнаем, кто придумал это модное приложение и почему оно так нравится юной аудитории?

Musical.ly + Douyin = TikTok

Логотип приложения Douyin
Логотип приложения Douyin

Эта история отличается от тех, к которым мы привыкли: о том, как один (или двое) непризнанных, но гениальных друзей в мамином гараже создают продукт, который станет основой миллиардной империи. Сегодня рассказ пойдет о том, как разным людям и компаниям почти одновременно пришла в голову похожая идея. Они успешно воплощали ее и по отдельности, но когда объединились – совершили настоящий прорыв.

Чжан Имин – основатель ByteDance

Сейчас приложением TikTok владеет ByteDance, одна из самых дорогих компаний не только в Китае, но и в мире, её стоимость оценивается в $150 млрд. Основатель фирмы – программист Чжан Имин. Ему всего 37 лет, он один из самых влиятельных предпринимателей КНР, но при этом остается в тени и не стремится к публичности.

Чжан родился в 1983-м в глубокой провинции, в 18 лет поступил в Нанкинский университет, где сначала изучал микроэлектронику, а потом увлекся программированием. Юноша был типичным скромным компьютерщиком – кроме учебы его интересовали только кодинг и книги, а зарабатывал студент ремонтом компьютеров. Так, по словам бизнесмена, он и познакомился с супругой – милая одногруппница попросила починить ноутбук.

Чжан Имин – создатель и владелец ByteDance
Чжан Имин – создатель и владелец ByteDance

После окончания университета молодой программист поработал в нескольких крупных компаниях, в том числе, в Microsoft Asia Lab и Tencent – крупнейшей китайской финтех-корпорации. И чем опытнее он становился, тем больше увлекался искусственным интеллектом, алгоритмическими лентами и думал о том, как на этом можно заработать.

В 2012-м Чжан Имин открыл стартап Beijing ByteDance Technology Co., Ltd и вместе с несколькими коллегами начал разрабатывать приложение Toutiao ("Свежие новости”) – новостной агрегатор. Его изюминкой была “умная” алгоритмическая лента, которая подбирала и сортировала информацию в соответствии с вашими интересами. Сейчас этим никого не удивишь, а тогда стало инновацией, и крупных конкурентов у ByteDance на этом поле не было.

“Первое время после открытия ByteDance из-за детской внешности меня часто не принимали всерьез и переключали разговор на моих коллег и партнеров сразу после знакомства. Так вести переговоры непросто.” (с) Чжан Имин, основатель ByteDance

Компания долго не могла найти инвесторов, но в основном потому, что Чжан не хотел связываться с китайскими корпорациями вроде Alibaba. Бизнесмен знал, что в таком случае его фирму рано или поздно ждет поглощение и искал западных венчурных капиталистов. Через некоторое, не очень простое для стартапа время, они нашлись. В числе прочих в ByteDance инвестировала Sequoia Capital China в лице Нила Шеня , который всегда отслеживает самые перспективные новинки.

Чжан Имин и Тим Кук
Чжан Имин и Тим Кук

Toutiao работает до сих пор и пользуется большой популярностью. Но Чжан на этом не остановился: его команда приступила к разработке нового развлекательного приложения Douyin. Проект вышел на рынок в 2016-м. Он давал возможность записывать и редактировать короткие видео, добавлять фоны, музыку и эффекты. Новая игрушка очень понравилась молодежи - в сети появились собственные мемы и звездочки, да и знаменитости китайского шоу-бизнеса с удовольствием регистрировались в Douyin. В итоге платформа смогла охватить 80% всех пользователей интернета в стране, а это тогда было примерно 600 млн человек. На мировой рынок она вышла с названием TikTok.

Тут можно было бы успокоиться, продать компанию и уйти на покой, но у Имина были другие планы. В 2017-м он купил популярный развлекательный сервис Musical.ly. Сумма точно не известна, но инсайдеры утверждают, что контракт стоил от $0,8 до $1 млрд.

Алекс Чжу и Луис Янг – создатели Musical.ly

"Объединение Musical.ly и Douyin – это естественно, учитывая опыт обоих проектов и общее желание — создать сообщество, где каждый может быть творцом.” (с) Алекс Чжу, сооснователь Musical.Iy
Логотип приложения Musical.ly
Логотип приложения Musical.ly

Давние друзья Алекс Чжу и Луис Янг запустили свой первый стартап Cicada в 2014-м. Изначально идея состояла в том, чтобы сделать смартфон не только инструментом развлечения, но и в игровой форме улучшить образование молодежи. Партнеры сумели привлечь инвестиции на $250 тыс и создали платформу, на которой учителя, мастера, кулинары могли записывать и размещать небольшие (максимум 5 минут) полезные и обучающие видеоролики.

Приложение было рассчитано на подростковую аудиторию, но создатели не учли того, что на запись даже такого короткого видео тратится несколько часов, а юной аудитории контент оказался не очень интересен. Cicada провалилась, и партнерам срочно была нужна новая идея. По словам самого Алекса, его осенило в электричке. Он увидел стайку молодых людей и девушек, которые ехали с ним в одном вагоне. Компания постоянно делала селфи, одни слушали музыку, другие снимали видео, как-то обрабатывали, добавляли смешные надписи и отправляли друг другу.

Чжу понял, что для успеха нужно просто помочь людям делать то, что они хотят – совместить все эти развлечения на одной платформе и, главное, не давать новому поколению скучать. Приложение написали в режиме аврала – за месяц. Популярные мелодии, липсинк (совмещение губ со словами), фильтры, стикеры, анимация – в первый же день Musical.lu скачали 500 человек, и, что еще важнее, стали им пользоваться. Это очень важно, ведь сейчас в интернете подписчиков купить легко, и не очень дорого, но если людям не интересно, они с вами не останутся.

К 2017-му аудитория Musical.ly выросла до 100 млн и основатели выставили ее на продажу. К лоту приглядывались такие гиганты как Disney и Apple. Марк Цукерберг заявил, что тоже подумывает о покупке, и в его смартфоне тоже есть Musical.ly. Но выиграл в итоге Чжан Имин. Алекс Чжу стал вице-президентом ByteDance по стратегии и продукту.

TikTok – социальная сеть будущего?

“Была одна девушка, которая в TikTok танцевала модный танец, и сделала кучу ошибок. Люди начали превращать это в челлендж, чтобы ее поддержать. И все вместе развлекались и смеялись над своими ошибками. Вот что отличает TikTok от других платформ, где на нее бы сразу обрушилась волна критики. Это просто позитивное место для развлечения.” (с) Дреа Лейн, Vogue Teen
-6

Сначала оба приложения работали отдельно: Musical.ly в США, TikTok в других странах, но через год окончательно слились. Профили подписчиков обеих платформ автоматически объединились уже под общим названием TikTok и началась мировая экспансия продукта. Социальная сеть захватила аудиторию от 16 до 24 лет, в среднем пользователи тратят на просмотр роликов по 45 минут в день. Постоянный приток новых активных участников привлек в приложение большое количество рекламодателей и, соответственно, денег. ByteDance из крупной компании превратилась в настоящего интернет-гиганта.

Как и у любой корпорации, у ByteDance есть проблемы с правительством КНР. Государственные регуляторы обвиняли TikTok в распространении неподобающего контента и уходе от коммунистических ценностей. Чжану Имину пришлось принести извинения и заплатить большой штраф. Американское правительство тоже оказалось недовольно – президент Трамп обвинил социальную сеть в шпионских действиях. Военнослужащим США пользоваться TikTok не разрешается. А в Индии вовсе запретили приложение после пограничного конфликта с Китаем летом 2020-го, и социальная сеть потеряла огромную часть подписчиков.

Но, несмотря на все нападки на TikTok, команда ByteDance создала и запустила популярное приложение FlipChat и платформу для обмена видеосообщениями Duoshan. В планах компании привлечь и более взрослую аудиторию. Чжан Имин и Алекс Чжу рассказали, что сейчас у них в разработке новый музыкальный сервис, который составит конкуренцию Apple Music и Spotify.

TikTok – почему он?

-7

На сегодняшний день TikTok – самое скачиваемое приложение в мире, оно опережает таких гигантов, как Facebook, Zoom, Instagram и WhatsApp. Многие удивляются – в чем же секрет этой легкомысленной социальной сети? Только ли в использовании того же аналитического алгоритма, как в новостном агрегаторе Toutiao, первом детище ByteDance, или в том, что дети и подростки глупые? Как обычно, все не так просто, как кажется на первый взгляд, и успех сложился из нескольких факторов:

  • простота. TikTok максимально прост. Создать учетную запись, ориентироваться и управлять приложением может даже ребенок;
  • модные звезды шоу-бизнеса, которые ведут свои каналы, привлекают огромную аудиторию;
  • гигантская музыкальная библиотека;
  • здесь удобно создавать, размещать и редактировать ролики, добавлять эффекты;
  • сам контент – короткие и веселые видео: песни, танцы, скетчи, спорт и “сделай сам” развлекают и подходят для людей с клиповым мышлением;
  • в самом TikTok есть обучающая программа;
  • доброжелательная аудитория – одно из главных слагаемых успеха, положительных и ободряющих комментариев всегда намного больше, чем критики;
  • отличная стартовая площадка для начинающих артистов разных жанров – от циркачей до оперных певцов;
  • стать популярным в TikTok гораздо проще, чем в других социальных сетях. Пользователи поддерживают и часто помогают друг другу;
  • обычный человек может стать влиятельным лицом с огромным числом зрителей.

Нынешняя популярность TikTok поражает воображение. Чтобы сохранить ее на том же уровне и удержать капризную юную аудиторию, создателям придется немало потрудиться, придумывать что-то свежее и интересное. Задача не из легких, ведь мода постоянно меняется, старые конкуренты не отстают и постоянно появляются новые.

Только время покажет, станет ли TikTok таким же долгожителем, как Facebook или через пару лет эта игрушка всем наскучит, и её забросят в пыльный чулан, где она будет валяться рядом с ярко загоревшимися, но быстро забытыми Vine, Prisma и FourSquare.

Еще почитать:

-8

Спасибо за 👍👍👍 и подписку , заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем - установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!