Мы благодарны судьбе, что нам выпал шанс работать с Колей. Причем не просто работать, а наблюдать его развитие как артиста и творческой личности.
Коля очень серьезно относится к тому, как будет выглядеть на сцене. Сам придумывает вышивки, украшения, головные уборы, отслеживает, как они сделаны, насколько это удобно и красиво. И в гриме, и в прическе ему важно все, и все должно работать на образ.
Когда есть возможность, мы обязательно идем в зал, чтобы на него посмотреть. Иной раз бывает, делаешь что-то, и с близкого расстояния все кажется красивым, а смотришь из зала или кулис и думаешь: какой ужас! Для того и смотрим, чтобы увидеть свои огрехи. Тем более что Коля один из тех немногих, кому не все равно. В день спектакля Коля приходит в театр раньше всех. Он очень пунктуален и собран и не любит, когда опаздывают. Он приходит, раскладывает все необходимое для грима и костюма, и мы начинаем с ним работать.
Сколько его помним, он всегда очень нервничает. И сейчас, возможно, волнения у него даже больше: не хочет понизить планку, которую взял...
Пожалуй, он унаследовал такое отношение от артистов прежнего времени. Они, кстати, тоже приходили за полтора-два, а то и три часа до начала спектакля. А сейчас, видно, другое время, некоторые приходят за десять минут до выхода. Накладывают легкий грим, чтобы проще было смыть и убежать. У Коли же собственные удобства на последнем месте. Для него главное — чтобы грим работал на роль, на образ, и ради этого он готов терпеть.
Мы прикасаемся к артисту руками, к его лицу и даже телу — когда нужно, к примеру, помочь обработать корпус морилкой. Они к нам привыкают, и у нас устанавливаются особые, доверительные отношения. Тем более что мы все время рядом: грим у нас жирный, если его задеть костюмом, может смазаться, и мы готовы в любую минуту его подправить.
Коля любит общаться, часто включает музыку, мы слушаем, то хохочем, то что-нибудь обсуждаем. Сейчас, в новом здании, у него как у премьера есть возможность сидеть в отдельной комнате. Но он часто садится в общей. Ему нравится шум, нравится, когда много народу, он предпочитает не зацикливаться на предстоящем спектакле, а наоборот — отдавать себя. А сосредотачивается буквально три минуты. На это время ему надо остаться одному, и вот тогда он собирается.
У Коли необычайно пышная шевелюра. Мы всегда говорим: на шестерых бы хватило. И поэтому на классических спектаклях, «Щелкунчике» и некоторых других он обходится без парика. Мы завиваем ему волосы, укладываем, а потом Лена их прошивает. На это уходит бездна времени, но Коля необычайно терпелив, когда дело касается сценического образа. Лена его спрашивает: Коль, тебе не больно? А он: нет, коли! Давай быстрее! Волосы приходится прошивать, потому что танцовщик на сцене много двигается, а они могут попасть в глаза, мешать движению, некрасиво вздыбиться. Получается, что на некоторых спектаклях, выходя на сцену, Коля несет на голове не меньше килограмма лака и шпилек.
Коля благодарный человек, внимательный, неравнодушный. Внимательный ко всем людям, независимо от профессии и должности. У Лены в жизни был тяжелый период, серьезно заболела мама. Ей пришлось отказаться от гастролей и даже на какое-то время уйти из театра. А когда вернулась, первое, что она увидела, был букет роз на ее столе. И открытка. На открытке изображена лягушка, которую пытается проглотить цапля и которая эту цаплю лапками придушивает. И надпись: «Никогда не сдавайся!».
А еще Коля очень любит ходить по музеям. Он всегда спрашивает на гастролях: вы там-то были? — Нет. — Ну как вы можете? А здесь? — Нет. — Как не стыдно! Вы в Париже, а нигде не были! С ним мы подтягиваемся, стараемся соответствовать.
Коля — человек демократичный, добрый, внимательный. Но если кто-то начинает халтурить, он может резко поставить на место. Перед спектаклем он обязательно выйдет на сцену, посмотрит, как положен линолеум или натянута материя, как установлена декорация, и ругается с машинистами сцены, если что-то сделано не так.
Для Коли театр — не просто место работы. Все, что здесь происходит, он переживает всей душой. Понятно, что его карьера артиста балета рано или поздно закончится. Не знаем, в каком качестве, но нам бы хотелось, чтобы Коля остался: он может очень много сделать для театра.
Коля живет в бешеном ритме и всегда торопится. Как человек разноплановый, он успешно участвует в различных теле-шоу, благодаря которым страна теперь знает, какая он интересная личность. Во время паузы, возникшей после травмы, он танцевал в мюзикле. А еще с огромным удовольствием играл в кукольном спектакле. Он как ребенок, с годами не утрачивает свою непосредственность. Иногда мы недоумеваем: и откуда берутся силы? Но понимаем, что по-другому он жить не может. Помимо таланта, у этого человека железная воля и целеустремленность. И мы, взрослые женщины, даже порой пытаемся брать с него пример.
Елена Стребкова и Людмила Миленина (художники-гримеры Большого театра) 2010 г.