Предыдущая статья была посвящена тому, какие минимальные ресурсы необходимо приложить для приведения трамвайных путей в состояние, которое позволит ему более-менее конкурировать по скорости движения с личным транспортом.
Однако все эти мероприятия носят ограниченный характер.
Трамвай по своей сущности является магистральным транспортом, способным перемещать огромное число людей в условиях гораздо более комфортных, чем безрельсовый транспорт, поскольку превосходит последний по габаритным размерам и обладает меньшими требования к динамическому габариту - габариту в движении.
Статический габарит отличен от динамического из-за того, что во время движения рельсовый путь не является идеально ровным - в любом случае существуют просадки и перекосы. Динамический габарит это учитывает.
Но если сравнивать динамический габарит безрельсового транспорта и трамвая, то последнему необходимо меньше места. От этого трамваи используют даже на узких улочках с применением противовибрационных технологий.
Однажды немцы подумали - раз трамвай железнодорожный транспорт, то почему бы его не выпустить на железную дорогу? Так и решили.
Трамвай-поезд это коцепция, которая подразумевает движение обычных городских трамваев по железнодорожным путям общего пользования наравне с обычными поездами.
В настоящий момент в таких городах как Карлсруэ, Нордхаузен, Саарбрюккен, Кассель (Германия), Париж (Франция) можно сесть на трамвай прямо на городской улице и добраться до платформы пересадки на высокоскоростной поезд.
Применительно к России, подобная система может использоваться практически во всех городах кроме Калининграда, где ширина колеи не 1520 мм, а 1000 мм.
Что касательно напряжения контактной сети - здесь применяется оборудования для преобразования тока в 600В бортовой сети трамвая.
Практически во всех городах есть железнодорожные пути, как общего пользования, так и промышленных веток предприятий. Этим можно воспользоваться для организации движения каждые 10 минут.
Ярославль
Можно использовать мост через реку Волга для трамвайного сообщения между Центром города и Заволжским районом - трамвайная есть выделена красным.
Возникает вопрос - а почему бы просто не проложить железнодорожные пути по городским улицам и не пустить электрички?
Проблема связана с тем, что около железнодорожных путей устанавливается полоса отвода 50 метров влево и вправо.
В то время как трамвайные пути можно прокладывать по городским улицам с применением противовибрационных и противокоррозионных технологий.
Нижний Новгород
Он имеет достаточно разветвлённую трамвайную (красный) и железнодорожную (пурпурный) сеть, а также метрополитен (синий).
Совместное использование трамваями и метрополитеном метромоста могло бы значительно уменьшить время в пути для трамваев и расширить охват перевозок. Также использование жд путей могло бы позволить жителям посёлка Бор добираться до центра города не по канатной дороге.
Для того, чтобы организовать подобное необходимо сделать следующие вещи:
1. Создать преобразователь с постоянного 3кВ и переменного тока 27кВ на постоянный ток 600В для бортовых систем трамваев.
2. Оборудовать трамвайно-железнодорожные гейты в местах пересечения трамвайной сети с установкой со стороны трамвайных путей сбрасывающих остряков - чтобы исключить произвольный выезд трамваев на железнодорожные пути общего пользования этого требуют правила технической эксплуатации железных дорог.
3. Оборудовать трамвайные вагоны системами железнодорожной безопасности такими как КЛУБ-П, АЛСН, МАЛС. Подробнее о системах:
4. И самое главное - обучить водителей трамваев знаниям инструкции по сигнализации на железных дорогах.
Таким образом можно значительно расширить охват трамвайной сети и увеличить эффективность использования существующей железнодорожной инфраструктуры.