Ужасы пугают, угнетают и давят на читателя, оказывая специфическое воздействие на его психику и эмоции. В этом жанре огромную роль играет субъективное восприятие читателя, однако умение автора проработать детали и навеять подходящую атмосферу оставляет за собой определяющее значение. Ужасы условно делятся на реалистичные, мистические и фантастические. В чем особенности каждого типа и как они пугают своего читателя?
Ужасы реализма
Условно выражаясь, реалистичные ужасы, используют маньяков, психопатов, пытки и садизм. Сюда можно отнести довольно широкий перечень элементов, не прибегая к мистике и фантастике. Ужасы реализма нередко становятся частью детектива или захватывающего триллера. Например, книги с последующими экранизациями «Молчание ягнят» Томаса Харриса и «Челюсти» Питера Бенчли. Элементы хоррора присутствуют и в детективах Ю Несбё «Снеговик» и «Леопард».
Черты ужасов проявляются тогда, когда автор наделяет свою книгу повышенной убедительностью и проработкой, а также, когда детализирует страхи, психологическое давление и жестокость. Например, в более сдержанном детективе герой-сыщик сухо и без эмоций изучит останки жертвы. А в хорроре автор даст читателю возможность понять, чего боялась и как мучилась жертва перед смертью.
В отдельных случаях ужасы реализма обходятся без жестокости и насилия. Например, у Стивена Кинга есть повесть «Куджо», в которой источником опасности служит больной бешенством пес. Но хоррор здесь исходит от внутреннего страха героев, оказавшихся в смертельной ловушке.
Мистические хорроры
Здесь силы антагонизма представляют потусторонние существа и черная магия. Но недостаточно просто упомянуть привидение, чтобы напугать читателя. Автор должен проработать внешний образ, подумать над мотивацией и создать убедительную историю. Повествование нужно вписать в окружающую действительность. Это делается для того, чтобы стереть перед читателем границу зоны безопасности.
Вот герой путешествует по реальному миру – идет по улице города, переходит дорогу, заглядывает в бар или магазин. Но его путь заканчивается в каком-нибудь старом заброшенном доме – и тут все и начинается. Вы показывается читателю элементы реальности и он начинает воспринимать ваш мир, как свой собственный. И когда в эту реальность просачивается жуткая мистика, ему становится страшно от ощущения, что потусторонние силы могут просочиться и в его собственный мир.
«Звонок» Кодзи Судзуки один из ярких представителей таких историй. И, кстати, жутких привидений в оригинале нет – он пугает читателя более изощренно.
Фантастические хорроры
В основе таких произведений лежит некоторое научно-фантастическое допущение: зомби-апокалипсис, космо-хоррор. Костяк этой разновидности ужасов представляют истории про научные поиски и исследования, которые сталкивают человечество со страхом перед неизведанной таинственной опасностью. Автор пытается убедить читателя, что описанный им ужас допустим с научной точки зрения.
Фантастические хорроры во многом опираются на творчество Лавкрафта – не столько мотивы и сюжеты, сколько приемы и конфликты. В его произведениях нередко встречаются таинственные существа, обитающие либо где-то в морской пучине, либо где-то далеко в космосе. Вместе со зловещим лавкрафтовским антуражем читателя окутывает иррациональный, но очень убедительный вывод. Если в реальности человек еще не столкнулся с таинственными и могучими силами, то это еще не значит, что их нет.
Развитие науки и покорение космоса открыло новые сюжеты для фантастического ужаса. Появилось даже такое понятие как космо-хоррор. В этом поджанре для своего времени стали прорывными и культовыми фильмы «Чужой» Ридли Скотта и «Нечто» Джона Карпентера.
А любите ли ужасы вы и если, да, то какие именно предпочитаете читать или смотреть? Пишите свое мнение в комментарии, а также подписывайтесь на мой канал – тут всегда много интересного про книги и кино!
Также может понравится:
Писательское мастерство. Ключевые элементы детективного романа
Обзор серии книг «Звонок» – история про болезни, а не про привидений
Произведения Говарда Филлипса Лавкрафта – истоки литературного ужаса