Найти в Дзене
Ника Лаевская

Вкус вишневого пирога. Дефолт.

Новогодняя ночь 1998-го стала судьбоносной в жизни Павловских. Этот новый год Лиза встречала с Андреем в кругу общих друзей и их романтическая влюбленность переросла в более близкие и серьезные отношения. Мама Аня, в новогоднюю ночь оказалась в ресторане, куда ее пригласила тетя Инга, там она познакомилась с мужчиной. Ну и брат Мишка, в эту волшебную ночь, встретил свою вторую половинку, которая впоследствии стала его женой. Но девяносто восьмой стал судьбоносным не только для Павловских, но и для всей страны. НАЧАЛО ИСТОРИИ Было лето, начало июля. Для Лизы все было, как обычно. Она окончила третий курс мединститута, работала и ждала, когда у Андрея начнется отпуск. Ей удалось скопить нужную сумму на компьютер, но она совсем в них не разбиралась, поэтому ей нужна была его помощь. Голова ее тогда была забита только этим. А вот среди взрослого ее окружения чувствовалась какая-то тревожность. В последнее время мама Аня с тетей Ингой, сидя в кухне за чаем, часто говорили о деньгах, валюте

Новогодняя ночь 1998-го стала судьбоносной в жизни Павловских. Этот новый год Лиза встречала с Андреем в кругу общих друзей и их романтическая влюбленность переросла в более близкие и серьезные отношения. Мама Аня, в новогоднюю ночь оказалась в ресторане, куда ее пригласила тетя Инга, там она познакомилась с мужчиной. Ну и брат Мишка, в эту волшебную ночь, встретил свою вторую половинку, которая впоследствии стала его женой.

Но девяносто восьмой стал судьбоносным не только для Павловских, но и для всей страны.

НАЧАЛО ИСТОРИИ

Было лето, начало июля. Для Лизы все было, как обычно. Она окончила третий курс мединститута, работала и ждала, когда у Андрея начнется отпуск. Ей удалось скопить нужную сумму на компьютер, но она совсем в них не разбиралась, поэтому ей нужна была его помощь. Голова ее тогда была забита только этим.

А вот среди взрослого ее окружения чувствовалась какая-то тревожность. В последнее время мама Аня с тетей Ингой, сидя в кухне за чаем, часто говорили о деньгах, валюте и прочих непонятных Лизке вещах. Она не понимала тогда, к чему все эти разговоры, ведь ей казалось, что жизнь наконец-то наладилась. Маме, не сразу, но постепенно, погасили задолженность по зарплате, теперь ее выплачивали вовремя. Мишка окончил школу. После девятого класса, он поступил в строительный колледж.

- У меня знакомая в сбербанке работает – рассказывала тетя Инга – так она советует рублевые сбережения в валюту перевести.
- Да у нас и сбережений-то, особых нет – отвечала мама Аня – так, малость, детям на книжку из пенсии за Сашку откладывала, так там совсем небольшая сумма накопилась. Вот у матери, у нее есть какие-то сбережения.
- Ань, мой тебе совет, сними деньги с книжки, купите из техники что-нибудь, не знаю, машинку стиральную, например.
- Да слухи все это, нарочно смуту наводят среди народа – отмахнулась Анна.
- Ну, смотри – отхлебнув чай из чашки, покачала головой тетя Инга.

Потом, подобные разговоры Лизка стала слышать и среди коллег по работе, в транспорте, по телевизору. Все боялись какой-то девальвации. У пунктов обмена валюты ежедневно собирались огромные очереди. Народ, напуганный слухами, пытался перевести свои рублевые сбережения, у кого они, конечно, были, в доллары.

В итоге, мама Аня тоже поддалась всеобщей панике. Она сняла деньги с сберкнижки и поехала уговаривать бабушку Глашу. Бабушку ей уговорить удалось, а вот обменять деньги на доллары нет. В обменных пунктах, валюты на всех не хватало. Помогла тетя Инга, опять же, через свою знакомую в сбербанке. Вечером они с мамой и Мишкой с интересом рассматривали пачку новеньких заграничных денег, которая впоследствии их очень выручила.

- Ну, все, хватит, это не игрушки – сказала мама Аня, нужно их спрятать понадежнее и, отодвинув паркетную дощечку, спрятала американские доллары в полу.

Прошел месяц, а слухи так и оставались слухами. Все следили за новостями и ждали обращения президента к народу. В пятницу четырнадцатого августа Борис Николаевич уверенно заявил, что девальвации не будет. Народ выдохнул. Мама Аня недоумевала, что ей теперь делать с этими американскими деньгами. Все выходные она ходила сама не своя, ругая тетю Ингу и себя, за то, что пошла у нее на поводу. А в понедельник был объявлен технический дефолт.

Вот где началась настоящая всеобщая паника. Народ штурмовал банки, пункты обмена валюты и магазины. Скупали все, начиная от крупной бытовой техники и заканчивая продуктами питания.

У Павловских оставались еще небольшие рублевые сбережения. На эти деньги, пока не взлетели цены, они успели купить большой цветной телевизор, компьютер, новую швейную машинку для мамы и так, по мелочи, что-то из одежды.

И снова все повторялось, банкротства предприятий, задержка зарплат, резкий скачок безработицы. Прокатилась волна самоубийств. Многие тогда пострадали от этого дефолта, но многие сумели, и заработать на нем.

Лизкиной же семье, просто удалось удержаться на плаву и не оказаться снова в той ситуации, в которую они попали полтора года назад.
_________________________

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА