Что первое приходит вам в голову при слове романтика? Розочки-цветочки, сердечки-купидоны, амурные приключения и переживания, встречи под луной?.. Наверное, только последнее из этого списка, и то опосредованно, связано с понятием романтизм. В этой статье я постараюсь максимально четко провести разделительную черту между ними и не запутать вас.
Романтика, как мы ее понимаем сейчас, это некое эмоционально-возвышенное мироощущение. Чаще всего навеянное любовью или же мечтами о чем-то несбыточном. Это полет фантазии и влюбленность в кого-то конкретного или в жизнь в целом. Романтическое настроение, нет-нет, да возникает у каждого независимо от возраста, пола, социального статуса, уровня жизни. Так что интуитивно мы знаем ответ на вопрос, что это такое, даже если не читали научных статей.
Когда же дело доходит до романтизма, зародившегося как направление в искусстве в 1790-х годах в Германии, все несколько усложняется. По аналогии с романтикой мы представляем себе нечто радужное и радостное, весеннее и вдохновляющее, но романтизм – это совсем о другом. Это о разочарованности в реальном мире, о бунте страстей и непризнанности, о столкновении необыкновенного, часто странного героя с толпой, о приведениях и оборотнях, живущих в старых заброшенных замках…
Откуда такое различие?
Ответ кроется в изначальном понятии, от которого и произошли эти два слова – romantisme . В 18 веке это слово, общее для романской группы языков, использовали в основном, чтобы описать нечто странное, фантастическое, а не связанное с любовью, но с годами оно приобрело другой оттенок. И как слово «роман» не литературоведы воспринимают как любовную историю, так и тогда зарождение теоретической основы нового направления в искусстве не сошлось с бытовым употреблением слова.
Термин «романтическая поэзия» - romantische Poesie - был впервые употреблен немецкими критиками – отцами романтизма в литературе – Августом Вильгельмом Шлегелем и Фридрихом Шлегелем. В эссе «Диалог о поэзии» Ф. Шлегель писал:
«Я ищу и нахожу романтика среди старших современников в Шекспире, Сервантесе, итальянской поэзии, в эпоху рыцарства, любви и басни, от которого произошли это явление и само слово».
Кроме того, тумана напускает и тот факт, что группу слов с корнем «роман», в переводе – «римский», использовали для обозначения произведений популярной художественной литературы. Большинство таких повествований были «рыцарскими романами» и рассказывали о приключениях, преданности, чести и, конечно же, любви.
Почему романтизм мрачен?
Все дело в кровавых исторических событиях и разочаровании в разумных идеях эпохи Просвещения. Что произошло в конце 18 века во Франции? Правильно – Великая французская буржуазная революция. Свержение монархии, море крови и всеобщее воодушевление, которое меньше, чем через 10 лет сменилось разочарованием. За что боролись и людей обезглавливали? А черт его знает… Таков был ответ большинства, и разумные идеи классицизма, где добро торжествует над злом, стали неактуальны. В России, куда романтизм пришел позже на 20 лет благодаря поэту-переводчику В.А. Жуковскому, всеобщее воодушевление победой над Наполеоном сменилось разочарованием от реакционной политики Александра I . Вместо того чтобы освободить народ, то есть крепостных крестьян, которые и пролили больше всех крови за родную землю в Отечественной войне 1812 года, император закабалил их еще больше, вызвав волну протеста среди передовых дворян и пока тихий бунт. Потом он вылился в Декабристское восстание.
«Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…»
А.С. Пушкин «К Чаадаеву».
Поэтому бунт и разочарованность – это и есть два столпа романтизма. Третий – немецкая классическая философия, заумная и мрачная сама по себе. С такими предпосылками и идеями о том, что все истинные ценности: любовь, дружба, гражданская доблесть – уже более не существуют в реальности, неудивительно, что романтизм – не самое веселое течение.
Знакомьтесь – романтический герой!
Если добро и все истинные ценности исчезли из мира, то ради чего жить? Этим вопросом задается каждый романтический герой в каждом произведении этого направления. Ответы, конечно же, разнятся. Но общая идея заключается в том, что мир не ограничивается материальной реальностью, то есть «презренным здесь». Существует еще и другой, идеальный мир – «прекрасное там» - куда стоит стремиться.
Такое восприятие реальности, называемое «романтическим двоемирием», порождает особый тип героя. Человека странного, беспокойного, кажущегося сумасшедшим для окружающих, а потому находящегося во враждебных отношениях практически со всеми. Он хочет непонятного, рассуждает о несбыточном, глуп в практической, обыденной жизни и несчастен в любви. Ведь, идеализируя любое чувство, он ждет верности и безграничной преданности от избранницы, такого же самоотречения и готовности к любому безрассудству. А женщины, как известно, прагматичнее мужчин… Отсюда одиночество героя-романтика, бунт против реальности и желание уйти от бездушного и несправедливого мира.
«С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.»
М.Ю. Лермонтов «Пророк».
Почему туристы и альпинисты – романтики?
Куда бежать романтическому бунтарю? Конечный пункт – это могила и загробный потусторонний мир, о котором так любил писать В.А. Жуковский. Но это, согласитесь, крайний случай. Серединной точкой на инфернальном пути романтика оказывается бегство на лоно природы.
«…Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…»
А.С. Пушкин «Поэт».
Природа – это мир естественный, в ней нет обмана и лукавства, нет подлости и низости, нет предательства. Змея не способна льстить, а барс – ластиться, чтобы потом убить. Поэтому для романтика – это дом родной. Оказавшись среди лесов и полей, он может спокойно рассуждать, мечтать, о чем вздумается, вести себя свободно, без оглядки на общество и его законы, чуждые ему.
«Луны ущербный лик встает из-за холмов...
О тихое небес задумчивых светило,
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
Как бледно брег ты озлатило!
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем...
В.А. Жуковский «Вечер»
Именно в эпоху романтизма формируются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы и счастливо существующие до сих пор. Как пел Владимир Высоцкий: «Выше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал…». Романтика гор объединяет всех бунтующих, странных и страстных людей, которые существуют до сих пор, а это значит, что романтизм в том или ином виде жив и поныне.