В основу своего высказывания В.М. Сухомлинский ставит проблему роли семьи в формировании личности. Автор считает, что именно семья прививает ребенку представления о добре и зле, способствует развитию у него определенных моделей поведения. Актуальность данного утверждения чрезвычайно велика, ведь семья испокон века считалась основой всего общества.
Я полностью разделяю точку зрения автора. Действительно, семья это тот социальный институт, где должна осуществляться первичная социализация индивида. Считается, что именно в семье у ребенка формируется мировоззрение, закладываются основные черты характера. Чрезвычайно важно чтобы отношения в семье основывались исключительно на любви и взаимопонимании. Поэтому, если между её членами возникают конфликты, то это так или иначе скажется на поведении ребенка, повлияет на его будущее.
Семья – социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью. Одной из её главных функций является обеспечение социализации - усвоение ребенком устоявшихся в обществе правил и норм. Если социализация проходит успешно, то её результатом будет формирование личности. Личность – индивид, как субъект социальной деятельности, обладающий определенным набором социально значимых черт, свойств и качеств. Наряду с социализацией семья выполняет ряд других функций: духовно-нравственная, защитная, репродуктивная, эмоционально-психологическая, досуговая. Важно заметить что, если же хотя бы одна из функций отсутствует или осуществляется не в полной мере, то это негативно скажется на формировании личности.
Подтверждение слов В. Сухомлинского можно найти в литературе. Так Сотникову - главному герою повести В. Быкова “Сотников” твердость характера и честность, воспитанные в нем его родителями с самого детства, позволили сохранить человеческое достоинство даже перед лицом смертельной опасности и не стать предателем как его товарищ. Это показывает, как важна роль семьи в формировании у ребенка черт нравственности и высокоморальных качеств.
В качестве противоположного примера можно привести царя Ивана Грозного, который с детства невольно становился свидетелем насилия и заговоров, в том числе и со стороны матери, пытавшейся всеми средствами подавить боярскую оппозицию. Вся та жестокость, воспринятая юным царём за должную модель поведения, впоследствии нашла воплощение в политике опричного террора. Из этого можно сделать вывод, что с детства каждый ребенок должен быть окружён достаточным вниманием родителей, а также ограничен от влияния со стороны.
В заключение хочу подчеркнуть, что семья это важнейший социальный институт, который играет определяющую роль в формировании личности.