Здравствуйте!
На днях пересматривала фильм Михаила Козакова "Безымянная звезда". С детства люблю эту лирическую трагикомедию с прекрасными артистами - Анастасией Вертинской, Светланой Крючковой, Игорем Костолевским и музыкой Эдисона Денисова. И с годами ощущение светлой печали, проникающей в самое сердце после просмотра фильма, не ослабевает.
Недавно узнала, что пьеса "Безымянная звезда" румынского драматурга Михая Себастьяна много лет шла на сцене ленинградского Большого драматического театра. В постановке Георгия Товстоногова пьеса была весёлой комедией из жизни провинциального городка. Представляю, что это было очень смешно, учитывая, что роль мадемуазель Куку в спектакле исполнял гениальный комедийный артист Евгений Лебедев.
Но фильм был снят по сценарию Александра Хмелика, сместившего основной акцент пьесы с комедии на драматическую историю любви столичной красавицы Моны и провинциального скромного учителя астрономии Марина Мирою.
Сколько бы я не смотрела эту картину, каждый раз у меня на глаза наворачивались слёзы при сцене прощания Моны с Марином, после которой она садится в машину Грига и уезжает навсегда.
Всегда было мучительно жалко несчастного Марина Мирою, нашедшего свою живую "звезду" и так быстро её потерявшего, и Мону, отказавшуюся от своего личного счастья. И безумно было жаль несостоявшейся любви этой красивой пары.
Но, как это бывает со многими старыми фильмами, со временем я стала смотреть на всю эту историю немного по-другому.
И подумала, что на самом деле правильно, что фильм заканчивается именно так. Ведь, если бы Мона осталась с Марином в этом маленьком провинциальном городке, ничего хорошего бы из этого не вышло. Потому что Мона - это такой типаж женщины, для которой главная жизненная цель - материальный достаток. И безбедную жизнь ей должен обеспечить мужчина. Я как-то тут поразмышляла об основных женских типажах на примере фильма "Москва слезам не верит". Так вот Мона - это типичная Людмила и другой она никогда не будет.
А Марин со своим скромным жалованием школьного учителя 30 румынских лей в месяц никогда Моне безбедную жизнь обеспечить не сможет. И поэтому максимум через месяц Марина ждали бы бесконечные истерики Моны с упрёками - зачем он уговорил её остаться в этой дыре, где даже магазинов приличных нет. И почему, вместо того, чтобы зарабатывать деньги, он всё время таращится в свой дурацкий телескоп - кому это надо, в конце концов.
Так что Марину можно позавидовать, что Мона от него уехала.
И не тот он человек, чтобы после расставания с Моной прыгать под поезд - именно такой финал предлагал Олег Даль, первоначально планировавшийся Козаковым на роль Мирою. Потому что главное в жизни Марина - это его горячо любимая астрономия и далёкие звёзды, среди которых он обязательно найдёт свою. Думаю, что и без спутницы жизни он не останется - подрастают ученицы, уже почти влюблённые в своего учителя. Вот, например, одна из них:
А вот кого мне действительно жаль в фильме "Безымянная звезда", так это мадемуазель Куку, блестяще сыгранную Светланой Крючковой.
Потому что эта молодая и симпатичная девушка, превратившая себя в женщину без возраста - фельдфебеля в юбке, никогда не изменится. И любовь её к Марину так и останется безответной. Так и состарится несчастная мадемуазель в этом безвестном городке, с годами становясь всё больше похожей на скорпиона, который жалит не только других, но и себя, потому что не может и не умеет по-другому.
А вы помните этот чудесный фильм? И кого из персонажей этой истории вам жаль больше всех?
Спасибо вам за внимание и до встречи!