Приветствую вас, мои дорогие читатели!
В основу этой статьи легли размышления по поводу одного комментария к публикации " Что такое адаптационная готовность и как эта установка поможет сохранить устойчивость в сегодняшней неопределенности".
Было высказано мнение, что «если человек искренне православный , то он не столкнется с такой проблемой (дезадаптацией прим. автора), т. к. принимая философию веры , он смиренно принимает изменения в ситуации в окружающем мире, избегая стрессов адаптации . Буду благодарна автору, если этот вопрос рассмотрит с этой стороны ».
Предложенная тема мне показалась очень интересна и захотелось в ней разобраться. А что получилось -предлагаю вашему вниманию.
Прежде всего, немного забегая вперед, хочу сказать, что при многих принципиальных отличиях, считаю, что и смирение и адаптационная готовность помогают человеку обретать бОльшую устойчивость.
Конечно, смирение идет от Бога. Вера дает человеку понимание, что все посылается Господом. И делает это Отец Небесный из любви к чаду своему для его же пользы. Поэтому «на все Воля Божья!». С точки зрения православия, смирение - это добродетель, которая помогает человеку трезво смотреть на себя, видеть все свои грехи. Однако смирение – не бездействие или слепое безответственное послушание. Принимая ситуацию, нужно искать способы выхода из нее, ну, а если не получается - не предаваться унынию.
«В духовной жизни христианина смирение состоит в том, что человек имеет убеждение, что он ничего своего не имеет, а имеет только то, что ему дарует Бог » (Википедия). Получается, что смирение-это убеждение, т.е. качество мировоззрения, направляющее поведение человека и волевые действия.
Напомню, что адаптационная готовность определяется, как установка. И, хотя она менее осознаваема и глубока, чем убеждение, в основе формирования обоих лежит образ с прикрепленной к нему эмоцией , побуждающий человека на определенное действие или бездействие при повторном появлении этого образа. От внутренних установок и убеждений, полностью зависит, как складывается судьба и жизнь человека.
При этом, любой верующий – это, прежде всего, человек, со своими слабостями и страстями. Люди, независимо от отношения к вере живут в социуме, у них есть свои потребности и определенные цели, задающие вектор развития. Поэтому, принимая со смирением ситуацию важно действовать, сообразно своим актуальным устремлениям.
Сформированная адаптационная готовность как раз и дает возможность активного взаимодействия в социуме в предложенных обстоятельствах.
В ее основе лежат:
- прошлый успешный опыт адаптации;
- позиция конструктивного отношения к ситуации;
- важные цели, в основе которых жизненные ценности.
Выработанная в результате осознанного мышления, эта установка дает возможность эффективно встраиваться в социум через гибкое поведение и проявление воли человека.
С этой точки зрения, я считаю, данная установка может быть полезна и верующим тоже.
Что же касается человека, живущего обычной светской жизнью то, нежелание принимать сам факт существования сложных обстоятельств, часто вызывает повышенное напряжение и стресс. Как следствие, это негативно влияет на принятие верных решений или, попросту, не позволяет двигаться дальше. Поэтому так важно понять ситуацию, разобраться в ней, а затем, приняв ее, как объективно существующую, находить возможность действовать по пути реализации своих целей и задач.
И если верующий принимает ситуацию через сердце, то светский человек посредством своего размышления.
Главное, что адаптационная готовность, как и смирение помогают нам становиться сильнее и эффективнее в сложных, в том числе и неопределенных ситуациях. А значит, мы имеем шанс стать счастливее и успешнее!