В 2012 году, по прошествии ста лет со дня трагического столкновения гигантского лайнера «Титаник» с айсбергом в Атлантическом океане, в прессе прошла информация о желании австралийского миллиардера Клайва Палмера создать точную копию потерпевшего крушение парохода.
«Лайнер должен стать флагманом судоходной компании Палмера, которая называется Blue Star Line – в честь британской White Star Line, которой принадлежал оригинальный "Титаник". По замыслу Палмера, первое плавание "Титаника II" пройдет по тому же маршруту, который не сумел преодолеть его тезка, – из британского Саутгемптона в Нью-Йорк. После этого лайнер планируют отправить в кругосветное путешествие» (из материалов Интерфакс, 2018).
Однако после анонсирования грандиозного проекта работы по его строительству через три года были свернуты из-за проблем с финансированием. Затем возобновились, но дата спуска судна на воду уже несколько раз переносилась. Сегодня поговаривают о 2022 годе, хотя не факт. И может случиться так, что пальму первенства возьмет китайская реплика «Титаника» в тематическом парке в провинции Сычуань.
Крушение «Титаника» спустя столетие остается одной из самых чудовищных, фатальных катастроф. Созданы фильмы, воздвигнуты памятники, написаны картины и многочисленные литературные произведения, но тема вновь всплывает и не дает о себе забыть. Интересно, что первая публикация о трансатлантическом лайнере появились в печати за 14 лет до драматического события. Морган Робертсон, автор уникального фантастического романа «Тщета», оказался провидцем: его огромный сказочный корабль «Титан» по размерам и конструкции совпадает с затонувшим «Титаником»; в комфортабельных каютах разместились респектабельные пассажиры – и, к сожалению, и его вымышленный «прототип» знаменитого судна холодной апрельской ночью напарывается на льды и гибнет в морской пучине.
«Водоизмещение лайнера "Титаник" было 66 тыс. тонн, парохода из книги Робертсона – 70 тысяч. Длина реального лайнера составляла 269 м, литературного – 243. Оба лайнера имели по три гребных винта и могли развивать скорость порядка 24-25 узлов. Каждый из них был рассчитан примерно на 3000 человек, а спасательные шлюпки того и другого могли вместить лишь часть пассажиров и членов экипажа, однако никто не придавал этому значения, поскольку оба судна считались "непотопляемыми"». (Уолтер Лорд «Последняя ночь «Титаника»).
Итоговая «стоимость» туристов, путешествовавших на «Титанике», составила 250 миллионов долларов, и произведение Моргана Робертсона, в 1912 году переизданное издательством «М. Ф. Мэнсфильд», как нельзя лучше подтвердило мысль писателя об иллюзорности и порой тщетности наших земных усилий. О роскоши салонов парохода, о гимнастических залах, бассейнах, банях, столовых и обширных кафе можно прочитать и в журнале «Нива» за 1912 год. В статье «Гибель парохода», вышедшей по свежим следам, подробно рассказывается не столько о «плавучем отеле», сколько о поведении людей в ту страшную ночь. Выдвигается причина роковой аварии – стремление главного директора пароходной компании Исмея побить мировой рекорд скорости и невозможность вовремя затормозить при столкновении со льдами. Говорится о панике большей части публики, но в то же время об отказе престарелого миллиардера Штрауса занять место в спасательной шлюпке, так как в «лодку садятся только женщины», и об отказе его жены покинуть мужа. Отдельно сказано о мужестве оркестрантов, исполнявших до самого конца для успокоения пассажиров веселые мелодии; о герое-телеграфисте Филлипсе и, несомненно, о капитане Эдварде Смите:
«Он оставался на гибнущем пароходе, пока не была спущена последняя лодка. Затем, уже по колено в воде, он кричал в рупор пассажирам: "Господа, покажите себя настоящими британцами!" …Потом он бросился в воду, спас тонувшего маленького ребенка и передал его в одну из лодок. А когда в этой лодке узнали капитана и предложили ему место в лодке, он отказался от помощи и погрузился в волны. Первый помощник капитана также покончил с собой самоубийством, не желая пережить гибель парохода».
По свидетельству очевидцев и доктора парохода «Карпатии», многие спасенные сошли с ума и почти все поначалу «производили впечатление душевнобольных».
На основе дознания, организованного сенатом, и расследования, произведенного в Америке и Англии, написана книга корабельного инженера Р. Ловягина «Гибель Титаника» (1913 г.). С документальной точностью автор рассказывает и о строении парохода, о его повреждениях; о маршруте, о депешах, о столкновении и скорости судна; об отчете и мерах, принятых для спасения людей, о суде, о распоряжениях Совета Торговли и обстоятельствах, касающихся парохода «Калифорния»; о поведении сэра К. Дуфф Гордона и г. Исмея и о гибели пассажиров III класса:
«Очень важное обвинение против сэра Космо Дуфф Гордона, именно в том, что, попав в шлюпку №1, он подкупил в ней людей, для того, чтобы они гребли прочь от утопавших – лишено оснований. […] в то же время я полагаю, что, если бы он предложил людям вернуться на место, где "Титаник" погиб, они вероятно сделали бы это усилие и могли бы спасти многих. [ … ]
Я должен сказать совершенно определенно, что в течении процесса не было представлено таких доказательств, которые подтвердили бы обвинения в том, что была попытка не пускать наверх пассажиров III класса. […] Правда, процент спасенных пассажиров III класса значительно меньший, чем I и II класса. Далее я должен сказать, что им не ставились препятствия со стороны офицеров и матросов при посадке их на шлюпки».
Общее количество людей, бывших на лайнере, и численность спасенных, приводимая в разных источниках, несколько расходится. Но чаще приводятся следующие цифры: было 1455 пассажиров и 903 члена экипажа. Всего 2358 человек; из них спасено 868 и погибло 1490. Из спасенных «только 79 мужчин; остальные 799 женщин и дети». Гигантская машина смогла вместить в себя население провинциального городка. Один из легендарных героев того кораблекрушения – главный шеф-пекарь Чарльз Джон Джокин. О нем немного иронично, с долей явного педалирования его пристрастий к виски повествуется в сочинении Уолтера Лорда «Последняя ночь "Титаника"». В романе он выведен в образе Чарлза Джуфина, который хладнокровно собрал свой штат пекарей и обеспечил все лодки караваями хлеба.
Потом «удалился в свою каюту на левой стороне палубы E, чтобы промочить горло глотком виски. Примерно в 0 часов 30 минут он почувствовал себя достаточно подкрепленным, чтобы вновь подняться к своему месту по шлюпочному расписанию – у шлюпки Э10. На этой стадии эвакуации было пока еще трудно уговорить женщин садиться в шлюпки, и Джуфин прибег к наиболее действенным мерам. Он спустился на прогулочную палубу и силой стал вытаскивать отдельных женщин наверх. Затем, пользуясь его собственным выражением, он "швырял" их в шлюпку. Грубо, но эффективно».
Далее неустрашимый морской волк опять спустился в каюту и, периодически подкрепляя себя виски, оставался там до тех пор, пока вода не проникла в помещение. Затем поднялся на прогулочную палубу, пошвырял около 50 деревянных шезлонгов в воду, а покончив с этим делом,
«не торопясь, Джуфин подтянул лямки своего спасательного нагрудника, потом взглянул на часы – они показывали 2 часа 15 минут. […] Положение, в котором он очутился, начало его несколько озадачивать, но тут он почувствовал, что корма стала уходить у него из-под ног, словно он спускался в лифте. В тот момент, когда поверхность моря сомкнулась над кормой "Титаника", Джуфин соскользнул в воду, даже не замочив головы».
Мало кому удалось проявить смекалку и выдержку, подобно шеф-пекарю Чарльзу Джону Джокину. Да и ужасная гибель «Титаника» не вызывает желание хоть невзначай улыбнуться… Крушение «плавучего города» до 1987 года (4 тысячи погибших на пароме «Донья Пас») было совершенно исключительной водной катастрофой по количеству жертв в истории человечества. Этот глобальный несчастный случай навсегда останется одной из крупнейших трагедий XX столетия.