Найти тему
НЭБ

Популяция морских Титаников

В 2012 году, по прошествии ста лет со дня трагического столкновения гигантского лайнера «Титаник» с айсбергом в Атлантическом океане, в прессе прошла информация о желании австралийского миллиардера Клайва Палмера создать точную копию потерпевшего крушение парохода.

«Лайнер должен стать флагманом судоходной компании Палмера, которая называется Blue Star Line – в честь британской White Star Line, которой принадлежал оригинальный "Титаник". По замыслу Палмера, первое плавание "Титаника II" пройдет по тому же маршруту, который не сумел преодолеть его тезка, – из британского Саутгемптона в Нью-Йорк. После этого лайнер планируют отправить в кругосветное путешествие» (из материалов Интерфакс, 2018).

Однако после анонсирования грандиозного проекта работы по его строительству через три года были свернуты из-за проблем с финансированием. Затем возобновились, но дата спуска судна на воду уже несколько раз переносилась. Сегодня поговаривают о 2022 годе, хотя не факт. И может случиться так, что пальму первенства возьмет китайская реплика «Титаника» в тематическом парке в провинции Сычуань.

«Титаник»
«Титаник»

Крушение «Титаника» спустя столетие остается одной из самых чудовищных, фатальных катастроф. Созданы фильмы, воздвигнуты памятники, написаны картины и многочисленные литературные произведения, но тема вновь всплывает и не дает о себе забыть. Интересно, что первая публикация о трансатлантическом лайнере появились в печати за 14 лет до драматического события. Морган Робертсон, автор уникального фантастического романа «Тщета», оказался провидцем: его огромный сказочный корабль «Титан» по размерам и конструкции совпадает с затонувшим «Титаником»; в комфортабельных каютах разместились респектабельные пассажиры и, к сожалению, и его вымышленный «прототип» знаменитого судна холодной апрельской ночью напарывается на льды и гибнет в морской пучине.

«Водоизмещение лайнера "Титаник" было 66 тыс. тонн, парохода из книги Робертсона – 70 тысяч. Длина реального лайнера составляла 269 м, литературного – 243. Оба лайнера имели по три гребных винта и могли развивать скорость порядка 24-25 узлов. Каждый из них был рассчитан примерно на 3000 человек, а спасательные шлюпки того и другого могли вместить лишь часть пассажиров и членов экипажа, однако никто не придавал этому значения, поскольку оба судна считались "непотопляемыми"». (Уолтер Лорд «Последняя ночь «Титаника»).
1. Э. Смит, погибший капитан «Титаника». 2-4. Внутреннее убранство корабля. 5. Айсберг. 6. Схема шлюпочной палубы
1. Э. Смит, погибший капитан «Титаника». 2-4. Внутреннее убранство корабля. 5. Айсберг. 6. Схема шлюпочной палубы

Итоговая «стоимость» туристов, путешествовавших на «Титанике», составила 250 миллионов долларов, и произведение Моргана Робертсона, в 1912 году переизданное издательством «М. Ф. Мэнсфильд», как нельзя лучше подтвердило мысль писателя об иллюзорности и порой тщетности наших земных усилий. О роскоши салонов парохода, о гимнастических залах, бассейнах, банях, столовых и обширных кафе можно прочитать и в журнале «Нива» за 1912 год. В статье «Гибель парохода», вышедшей по свежим следам, подробно рассказывается не столько о «плавучем отеле», сколько о поведении людей в ту страшную ночь. Выдвигается причина роковой аварии – стремление главного директора пароходной компании Исмея побить мировой рекорд скорости и невозможность вовремя затормозить при столкновении со льдами. Говорится о панике большей части публики, но в то же время об отказе престарелого миллиардера Штрауса занять место в спасательной шлюпке, так как в «лодку садятся только женщины», и об отказе его жены покинуть мужа. Отдельно сказано о мужестве оркестрантов, исполнявших до самого конца для успокоения пассажиров веселые мелодии; о герое-телеграфисте Филлипсе и, несомненно, о капитане Эдварде Смите:

«Он оставался на гибнущем пароходе, пока не была спущена последняя лодка. Затем, уже по колено в воде, он кричал в рупор пассажирам: "Господа, покажите себя настоящими британцами!" …Потом он бросился в воду, спас тонувшего маленького ребенка и передал его в одну из лодок. А когда в этой лодке узнали капитана и предложили ему место в лодке, он отказался от помощи и погрузился в волны. Первый помощник капитана также покончил с собой самоубийством, не желая пережить гибель парохода».

По свидетельству очевидцев и доктора парохода «Карпатии», многие спасенные сошли с ума и почти все поначалу «производили впечатление душевнобольных».

1. Штат корабля. 2. Карта Западной части Северного Атлантического океана
1. Штат корабля. 2. Карта Западной части Северного Атлантического океана

На основе дознания, организованного сенатом, и расследования, произведенного в Америке и Англии, написана книга корабельного инженера Р. Ловягина «Гибель Титаника» (1913 г.). С документальной точностью автор рассказывает и о строении парохода, о его повреждениях; о маршруте, о депешах, о столкновении и скорости судна; об отчете и мерах, принятых для спасения людей, о суде, о распоряжениях Совета Торговли и обстоятельствах, касающихся парохода «Калифорния»; о поведении сэра К. Дуфф Гордона и г. Исмея и о гибели пассажиров III класса:

«Очень важное обвинение против сэра Космо Дуфф Гордона, именно в том, что, попав в шлюпку №1, он подкупил в ней людей, для того, чтобы они гребли прочь от утопавших – лишено оснований. […] в то же время я полагаю, что, если бы он предложил людям вернуться на место, где "Титаник" погиб, они вероятно сделали бы это усилие и могли бы спасти многих. [ … ]
Я должен сказать совершенно определенно, что в течении процесса не было представлено таких доказательств, которые подтвердили бы обвинения в том, что была попытка не пускать наверх пассажиров III класса. […] Правда, процент спасенных пассажиров III класса значительно меньший, чем I и II класса. Далее я должен сказать, что им не ставились препятствия со стороны офицеров и матросов при посадке их на шлюпки».
1. Число спасенных из книги Р. Ловягина. 2. Путь судна при столкновении
1. Число спасенных из книги Р. Ловягина. 2. Путь судна при столкновении

Общее количество людей, бывших на лайнере, и численность спасенных, приводимая в разных источниках, несколько расходится. Но чаще приводятся следующие цифры: было 1455 пассажиров и 903 члена экипажа. Всего 2358 человек; из них спасено 868 и погибло 1490. Из спасенных «только 79 мужчин; остальные 799 женщин и дети». Гигантская машина смогла вместить в себя население провинциального городка. Один из легендарных героев того кораблекрушения – главный шеф-пекарь Чарльз Джон Джокин. О нем немного иронично, с долей явного педалирования его пристрастий к виски повествуется в сочинении Уолтера Лорда «Последняя ночь "Титаника"». В романе он выведен в образе Чарлза Джуфина, который хладнокровно собрал свой штат пекарей и обеспечил все лодки караваями хлеба.

1. Шлюпки на палубе. 2. Водонепроницаемая трюмная дверь. 3. Шеф-пекарь Чарльз Джокин
1. Шлюпки на палубе. 2. Водонепроницаемая трюмная дверь. 3. Шеф-пекарь Чарльз Джокин
Потом «удалился в свою каюту на левой стороне палубы E, чтобы промочить горло глотком виски. Примерно в 0 часов 30 минут он почувствовал себя достаточно подкрепленным, чтобы вновь подняться к своему месту по шлюпочному расписанию – у шлюпки Э10. На этой стадии эвакуации было пока еще трудно уговорить женщин садиться в шлюпки, и Джуфин прибег к наиболее действенным мерам. Он спустился на прогулочную палубу и силой стал вытаскивать отдельных женщин наверх. Затем, пользуясь его собственным выражением, он "швырял" их в шлюпку. Грубо, но эффективно».

Далее неустрашимый морской волк опять спустился в каюту и, периодически подкрепляя себя виски, оставался там до тех пор, пока вода не проникла в помещение. Затем поднялся на прогулочную палубу, пошвырял около 50 деревянных шезлонгов в воду, а покончив с этим делом,

«не торопясь, Джуфин подтянул лямки своего спасательного нагрудника, потом взглянул на часы – они показывали 2 часа 15 минут. […] Положение, в котором он очутился, начало его несколько озадачивать, но тут он почувствовал, что корма стала уходить у него из-под ног, словно он спускался в лифте. В тот момент, когда поверхность моря сомкнулась над кормой "Титаника", Джуфин соскользнул в воду, даже не замочив головы».

Мало кому удалось проявить смекалку и выдержку, подобно шеф-пекарю Чарльзу Джону Джокину. Да и ужасная гибель «Титаника» не вызывает желание хоть невзначай улыбнуться… Крушение «плавучего города» до 1987 года (4 тысячи погибших на пароме «Донья Пас») было совершенно исключительной водной катастрофой по количеству жертв в истории человечества. Этот глобальный несчастный случай навсегда останется одной из крупнейших трагедий XX столетия.