Пародия на популярные политшоу, снятая ТНТ, была цензурой запрещена к просмотру и удалена.
Это доказывает — власти знают, что медиапространство влияет на сознание, мысли и поступки современного человека, поскольку в той или иной степени реализует его потребности.
Общественно-политические ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым», «Время покажет», «60 минут» сегодня актуальны в России настолько, что главные ТВ-каналы строят свою сетку вещания именно вокруг них — чтобы зритель мог смотреть их на протяжении дня.
Механика политшоу изначально направлена на усиленную манипуляцию сознанием зрителя.
Свой зритель
Аудитория, «брезгующая» скандалами реалити-шоу и считающая себя выше «обсуждения сплетен» социальных шоу, не могла быть упущена продюсерами ТВ. И для такой публики были созданы ток-шоу политические. Зритель таких шоу — тот, кто считает обсуждение политики делом интеллектуальным, возвышающимся над «сплетнями» шоу Малахова.
Центральный прием политшоу — соединение новостного формата со сценическими приемами. Вся дискуссия — непременно зрелищна. Обязательны участники, играющие роль политолога, журналиста и эксперта (в т.ч. иностранного). Так сформированная ими позиция кажется зрителю авторитетной.
Эффект присутствия (обращение в камеру, голосование зрителей, чат со зрителями) нужен, чтобы зритель ощущал себя участником передачи и думал, что на что-то влияет.
Эффект диалога достигается через срежиссированную полемику: сводятся противоборствующие точки зрения на одну из политических тем. И тема эта должна резонировать со зрителем.
«Цвет настроения»
Неизменно присутствует воздействие на психологию зрителя через его подсознание. Цвет студии выбирается целенаправленно. Шоу «Время покажет» оформлено в синих тонах, сродни новостным программам. Так зритель больше доверяет шоу, думая, что в студии излагается новостная повестка — правдивый источник информации. Аналогично и шоу «60 минут» перекликается цветами с новостными программами Д. Киселева.
А вот шоу В. Соловьева на ТВ изначально выстроено на агрессивных «бойцовских» цветах и контрастах — красном и черном с вкраплениями белого. Зритель, погружаясь в дискуссию, испытывает ощущения возбуждения и борьбы от доводов и контрдоводов участников.
Пространство студии
Пространство шоу Соловьева организовано наподобие ринга-октагона ММА — барьер отгораживает зрителей от участников. Студия «60 минут» выстроена как арена для состязаний. Участники дискуссии в центре — так их мнение кажется более значимым.
«Время покажет» — греческий амфитеатр, сооружение для зрелищ. Участники сидят друг напротив друга в первом ряду зрительской массы. Т.е. они как бы выступают от имени народа, располагающегося за ними — аналог народного собрания. Так кажется телезрителю.
Аудитория в студии
Политшоу невозможно без зрителей в студии. Так телезритель начинает отождествлять свою реакцию с реакцией людей в студии. Это тот же прием, что и в ситкомах наложенный, где надо, зрительский смех. Аплодисменты в студии управляются массовщиками-клакёрами — «режиссерами толпы». Задача зрителей в студии — аплодировать по команде и сидеть с «осмысленным» лицом. Аудитория в студии — эмоциональная подсказка для телезрителя — тут восторгаемся, тут осуждаем.
Мнение ведущего — всегда правильное и сопровождается одобрительными аплодисментами по команде. Если ведущий шутит, то зрителям дается команда «смех». Патриотические заявления — аплодисменты. Шутки над «политическими оппонентами» — смех «в зале».
Герой телеведущий
Роль телеведущего важна. Телеведущий — просто роль, «актеры» могут быть разными (смена ведущих — частое дело). Он никогда не будет наблюдателем — он полноправный участник дискуссии.
Мнение, противоположное мнению ведущего — нежелательно и заглушается (по команде клакёра) презрением и/или пренебрежительной иронией на лицах ведущего и гостей, показанных крупным планом. Так телезрителю внушается команда — «мнение оппонента не может быть серьезным».
Скажем «нет» объективности!
Выбранные авторами политшоу методы воздействия на телезрителя всегда направлены на подсознание. Темп и формат шоу не дают шансов критически оценить мнения участников. А реакция аудитории в студии усиливает нужное воздействие.
Все это помогает сформировать определенное мнение по отношению к теме, заявленной в политшоу. Формат объективного повествования в таких шоу запрещен. Ценность имеют только субъективные точки зрения ведущих и участников дискуссии, поддерживающих их. Так информация воспринимается телезрителем легче, несмотря на свою однобокость.