Ротный вызвал меня в канцелярию. После моего доклада он посмотрел на меня с сочувствием и сказал:
– Завтра в нашей роте будет показательный экзамен по политзанятиям. Если сдашь на пять – отпуск на Родину, на 12 суток, не считая дороги.
– Спасибо, товарищ майор, а меня точно спросят?
– Спросят и не раз, – ответил ротный с сарказмом.
– Да не переживайте – отвечу!
– Это тебе переживать надо Филипьев будет тебя экзаменовать. Ему ещё никто сдать не смог.
– А это кто?
– Начальник политотдела.
– А чего он вдруг к нам надумал приехать?
– Для контроля. Поэтому иди и перечитай газеты лет за несколько. И помни – отпуск только за пятёрку.
Филипьев начал с лёгких вопросов: о республиках входящих в СССР с названием их столиц; страны соцлагеря; страны – участниц Варшавского договора; что такое Бенилюкс; страны НАТО; в чём заключается агрессивная сущность блока НАТО; почему СССР миролюбивая страна; членов Политбюро; членов Совета Обороны СССР. Я исправно отвечал и уже начал составлять план проведения отпуска поскольку почувствовал, что пятёрка в кармане.
Филипьев уловил моё настроение и похвалив меня за отличную подготовку предложил ответить на последний вопрос:
– Назовите фамилию архитектора автора проекта, по которому был построен Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо?
– Не знаю.
– Даю подсказку. По проекту этого архитектора были возведены: Центральный телеграф и здание Наркомзема.
– Тоже в Сан-Ремо? – обречённо сострил я поскольку понял, что отпуска я не получу.
– Нет в Москве.
– Не знаю.
– А санаторий в Мацесте?
– Не знаю.
– А Марфо-Мариинская обитель?
– Извините товарищ подполковник, если Вы решили меня завалить попросили бы меня поимённо перечислить всех кто погиб во Второй мировой Войне, включая японских солдат. Вот смеху то было бы!
– Товарищ рядовой, я сам буду решать, кого и о чём спрашивать! Я жду ответ на заданный мною вопрос!
– Виноват! Не знаю!
– Тогда последняя подсказка и Вы поймёте, что я не собирался Вас заваливать как Вы изволили заявить! Этот архитектор работал директором Третьяковской галереи и по его проектам были возведены Казанский вокзал и Мавзолей.
– Фамилия этого гениального архитектора – Филипьев!
– Грубо льстите рядовой. Фамилия архитектора Щусев. Стыдно не знать кто спроектировал Мавзолей!
– А Вы не корректно задали вопрос: есть Мавзолей Ленина, Мавзолей Хо Ши Мина, Мавзолей Че Гевары, Мавзолей Мао Цзэдуна. Поди догадайся который Вы имели в виду?
– А о каком ещё мавзолее Вас могут спросить на экзаменах по политической подготовке в Советской армии? Кроме того я Вам выдал много подсказок. Любой культурный человек сразу бы догадался о ком идёт речь!
– Простите, а Вы начинаете каждое утро с прочтения свежего номера газеты Правда?
– А к чему этот вопрос?
– Ответьте и узнаете к чему.
– Я бы с радостью начинал утро с прочтения этой интереснейшей газеты но почтальон к моему сожалению доставляет её только к обеду. Вы удовлетворены?
– А теперь давайте формально проанализируем Ваш ответ. Главный редактор газеты Правда в телеинтервью сказал, что утро любого культурного человека должно начинаться с прочтения свежего номера газеты Правда. Судя по тому, что Вы знаете фамилию архитектора спроектировавшего Мавзолей Ленина Вы считаете себя культурным человеком. Но с точки зрения Главного редактора Вы – не культурный человек. Правда Вы нашли оправдание. Но есть афоризм: «Кто хочет – тот ищет средства, а кто не хочет – ищет причину». И если бы Вы захотели то встали бы пораньше и купили свежий номер на почте. Вы со мной согласны?
– Вы товарищ рядовой недоучившийся демагог! И я бы отличную отметку за ваш ответ не поставил!
Отпуск мне не дали поскольку я получил «удовл.» А ротный отведя меня подальше от казармы сказал крепко пожав мне руку: «Ты молодец, жму твою руку. На счёт архитектора не переживай. Я в военном училище четыре года учился на замполита и про архитекторов нам там не рассказывали. Филипьев любит читать энциклопедию. Нахватается поверхностных знаний и блещет интеллектом. А вместо отпуска я дам тебе десять увольнительных. В посёлке есть шикарная библиотека, а в ней – отдел технической литературы для заочников. Я давно хотел тебе о нём сказать да забываю. Ну поедешь ты в отпуск и будешь двенадцать суток девкам сиськи мять. А так почитаешь учебники тебе ведь институт заканчивать надо».
В библиотеке я обнаружил почти полный набор учебников по своей специальности. Когда я принёс в казарму учебник «Техника высоких напряжений» и попросил ротного положить его в канцелярию для сохранности, ротный улыбнулся и съязвил: «Думаешь Филипьев спросит тебя в следующий раз про это?»