Ранним зимним утром выхожу из подъезда. Ботинки по щиколотку утонули в свежем пушистом снеге. Вот тебе и раз! Не вовремя. Понедельник, спешу на работу, а тут… еще и машину откапывать, времени на это не предусмотрел. Прихожу в гаражи, там, таких как я полный кооператив. Мужики возятся у своих гаражей с лопатами. Откидывают снег кто куда. Задача не простая, потому что времени оттаскивать снег за территорию гаражей ни у кого нет, а к соседу не откинешь, он сам тоже копается и выехать хочет. Берусь за лопату, начинаю копать.
В этот момент в крайнем гараже заводится машина. Шустрый мужик оказался, раньше всех пришел и уже откопался. Выезжает из гаража, поворачивает к выезду и садится брюхом на отвале из снега, который оставил проезжающий по улице трактор.
Все мужики побросали лопаты и бросились помогать бедолаге. Конечно, они его вытолкали, а затем взяли лопаты и дружненько раскидали злосчастный снежный отвал.
Эта маленькая история натолкнула меня на интересные размышления. Вот, казалось бы, смотри и радуйся какие у нас в кооперативе дружные мужики. Никто их не просил о помощи, а они все вместе как один человек бросились на помощь товарищу, тот даже понять не успел, что у него проблема. Всё это так, да не совсем. Дело в том, что остальные члены гаражного кооператива ЗАВИСЕЛИ от застрявшего водителя, так как машина его встала прямо на выезде. Вот вам и очередное проявление взаимной зависимости, которая существует в нашем обществе с момента его появления и является его сущностью.
А началось всё в те незапамятные времена, когда наши далекие предки стали объединяться в группы, чтобы решать общие проблемы. Разумеется, жизнь каждого индивида в отдельности стала от этого легче. Совместно проще добывать пропитание, обеспечивать выживаемость детей. Эти самые дети быстрей и эффективней учатся, если получают знания и опыт не от одного сородича, а сразу от нескольких. На лицо зарождение зависимости. Выживаемость каждого отдельного индивида зависит от остальных, а жизнь всего коллектива зависит от поведения каждого его члена. На том этапе развития такой способ выживания, видимо был единственной возможностью для нашего вида остаться на планете, так как выдающимися физическими данными мы не обладаем. У нас нет мощных когтей и зубов, нет крепкого панциря или рогов. Бегаем мы так себе, плаваем еще хуже. Отличный кусок мяса для любого охотника.
Время шло. Наши предки развивались. Развитие шло в необычную для остальных видов сторону – в сторону развития мозга. Поведение наших предков усложнялось, усложнялась и социальная организация. Это не уже нельзя назвать стадом или стаей, это уже сообщество. Появляется специализация. Охотники выходят на охоту, охранники обеспечивают безопасность стойбища. Выделяются шаманы, сборщики ягод и прочее и прочее и прочее… С повышением специализации, увеличивается и взаимная зависимость. Охотник не может без того, кто умеет плести веревки и делать топоры и наоборот.
С другой стороны специализация способствует большей эффективности общества. Выживаемость повышается. Развитие общества ускоряется. Это и понятно. Охотник, который занимается только охотой, быстрее нарабатывает необходимые навыки и накапливает знания в этой области. Ему не нужно тратить время и силы, что разобраться в том, как собирать ягоды. За него это сделает другой член общества, который разбирается в сборе ягод лучше него. Оба этих человека пользуются плодами труда друг друга, оба имеют в рационе и мясо и ягоды, при этом, не затратив на это труда, но внеся свой посильный вклад. Взаимная зависимость продолжает расти.
Общество продолжает развиваться. Ремесленник, который умел плести веревки и делал каменные топоры, накопил столько знаний и умений, что одному их стало слишком много. Он стал только плести веревки, а его старший сын стал делать только каменные топоры. При этом младшего сына мастер научил обрабатывать дерево и тот стал с удовольствием столярничать.
Объем знаний и умений растет, увеличивается и специализация. Этот процесс неизбежен. Наша цивилизация базируется на специализации. Человечеством накоплен такой огромным объем знаний и умений, что один человек не сможет его осилить в течение своей жизни. Каждый из нас овладевает лишь маленьким кусочком этого неподъемного количества информации и усваивает некоторые навыки. Благодаря тому, что каждый из нас обладает своей частью общих знаний, все вместе мы храним и развиваем все человеческие знания и умения.
Обратной стороной такой специализации является усугубляющаяся зависимость. Зависимость уже не такая прямая и очевидная как в первобытном обществе. Появилось такое понятие, как товарное производство. Это значит, что хлебороб не выращивает хлеб, не для того чтобы накормить конкретные десять человек в своей деревне, он выращивает хлеб, чтобы продать его. И если на следующий год он не вырастит урожай, с голоду никто не помрет, просто купят хлеб у другого хлебороба, который тоже вырастил его для продажи. Большинство из нас даже не узнают о том, что буханка хлеба на нашем столе выпечена из зерна, выращенного в другом месте. Эту буханку мы получаем не от производителя зерна. Она проходит через множество людей, у каждого из которых своя специализация. У многих из нас специализация уже не связана напрямую с производством благ для общества. Водители, продавцы, менеджеры, бухгалтера не производят ничего для общества, но владея своим кусочком информации, несомненно, вносят свой вклад в его функционирование и развитие. Все мы вместе образуем сложнейшую сеть взаимозависимостей. Когда мы получаем буханку хлеба, мы зависим не только от хлебороба, но и от водителя, который привез зерно на элеватор, от мукомола, от пекаря, от продавца и много от кого еще. Также, получая буханку хлеба, мы зависим от своего работодателя… да, да не удивляйтесь, от него тоже. При получении буханки мы обменяли ее на деньги, которые получили от работодателя. Вместе с тем, продавец, который продал нам этот хлеб, тоже зависит от нас. Его зарплата напрямую зависит от того, сколько денег мы ему оставим. От продавца зависит пекарь, который печет хлеб для продажи, от пекаря зависит мукомол и так далее. Получается, что от нас зависит хлебороб, но не на прямую, а косвенно. Вместе с тем работодатель тоже зависит от нас, откуда бы он взял денег, если бы мы их не заработали.
Социальная зависимость – это взаимная зависимость членов социума друг от друга обусловленная специализацией социальных ролей, которая в свою очередь обусловлена особенностью построения человеческого общества.
Однако, следует отметить, что не всегда зависимость людей бывает взаимной. В некоторых случаях человек может зависеть от других людей, а от него никто не зависит. Например, маленький ребенок зависит от своих родителей во всем, а родители от него нет. Хотя, если честно, родители зависят от своего ребенка, но зависимость эта не социальная, а, скорее, эмоциональная. Такая односторонняя зависимость будет наблюдаться до тех пор, пока ребенок не повзрослеет и не возьмет на себя одну из социальных ролей, не возьмет свой кусочек человеческих знаний и умений и не начнет их развивать.
Что же нам можно с этим сделать? Можно ли избавиться от этой взаимной зависимости. Вряд ли можно это сделать, находясь среди людей. Вы можете отказаться выполнять свои обязанности, свою социальную роль, свой кусочек информации, но тогда получается очень неприятная ситуация. Вы становитесь зависимы буквально от всех вокруг, а от вас не зависит никто, то есть вы ни как не влияете на окружающую вас ситуацию, а окружающие на вас влияют. Полностью избавиться от социальной зависимости можно только уйдя из человеческого общество в те места, где нет людей и жить абсолютно независимой жизнью. Многие ли из современных людей способны на это? Не знаю.
Да и нужно ли это? Я думаю, нет. Человек – существо социальное. Для него гораздо лучше жить в социуме и пользоваться всеми благами, которые предоставляет совместное сосуществование в коллективе.