На ежегодных весенних технических осмотрах тракторов, видно, сколько старых тракторов есть в личном пользовании у жителей сел и деревень. Как правило, все они проходят техосмотр, ведь инспекторы технадзора в основном обращают внимание на исправность тормозов, рулевого управления и световой сигнализации, ну и конечно, на внешний вид трактора.
Поэтому, все хозяева стараются к техосмотру помыть трактор, подкрасить, устранить люфты в рулевом и отрегулировать тормоза. Все это можно сделать в домашних условиях. Но качественную диагностику двигателя и гидросистемы в домашних условиях провести довольно затруднительно. Вроде бы и фильтры вовремя поменял, почистил насос с форсунками, а двигатель все равно плохо схватывает, не держит обороты, перегревается или не тянет.
То же самое и с гидравликой, подъем-опускание начинают «тупить», рычаги управления автоматически перестают «выгибаться», клапан постоянно приклинивает. На устранение такой нестабильной работы двигателя и гидравлики , порой приходится тратить много времени, хотя , причины порой бывают пустяковые, типа: подсоса воздуха в топливную систему или изношенного сальника в гидравлике.
Когда совхоз был в самом своем наивысшем развитии, а это было начало 80-х годов, то в автопарке было две спецмашины для проведения ТО и диагностики тракторов. Сделаны они были на базе ГАЗ-52 с установленным на заводе специальным оборудованием. Управляли этими автомобилями опытные механики по тракторам и сельхозмашинам.
Благодаря специальному оборудованию, они могли провести диагностику, выявить неисправность и даже устранить ее прямо в поле. Для этого у них имелись все приборы и инструменты, а так же небольшой запас различных расходников. Я тогда еще только начинал работать в бригаде на тракторе Т-40, а нашу бригаду обслуживал на такой спецмашине старый механик Иван Ефимович.
Начинал он работать еще при МТС, где в совершенстве освоил ремонт двигателей первых советских тракторов СТЗ-15 и НАТИ, которые были карбюраторными, затем освоил и дизельные движки тракторов МТЗ и ДТ-54. Вот это действительно был высококлассный специалист, без всяких приборов, только по звуку работающего дизеля мог определить предполагаемую неисправность и ресурс двигателя, редко ошибался.
Прямо в поле он мог провести регулировку работы двигателя, притирал клапана топливного насоса, регулировал форсунки, менял сальники. На все трактора и комбайны, у него был заведен специальный журнал, где он отмечал сроки проведения ТО и какой ремонт проходил трактор. Во время посевной или уборки, Иван Ефимович приезжал в поле и выбрав время, промывал запыленные трактора, комбайны.
Без дела его ни кто не видел, на своей спецмашине он постоянно куда ни будь спешил, чтобы помочь разобраться в текущих проблемах с сельхозтехникой. В общем, с диагностикой и проведением техобслуживания совхозной техники проблем не было. Вот и сейчас бы инспектору гостехнадзора не помешало бы иметь в штате опытного механика, на спецмашине диагностики, хотя бы одного на район, по сходной цене проводить диагностику и регулировку тракторов у частников в селах.