Найти тему

Дмитрий Скворцов: «За время пандемии произошли достаточно серьезные изменения потребительского поведения"

По специальным программам кредитования в прошлом году предприниматели региона получили почти 6 тысяч кредитов. Выплаты проводились тем, чьи предприятия пострадали при пандемии. Однако скорость восстановления малогои среднего бизнеса во многом зависит от того, как будет «закрываться» тема коронавируса, рассказал «PolitBook» политический и экономический аналитик.


- Дмитрий Маркович, если мы говорим о ситуации посткоронакризиса (представим, что ограничения сняты, пандемии больше нет). С чем в первую очередь столкнутся здесь владельцы бизнесов?

- Если мы говорим о ситуации посткоронакризиса, здесь многое будет зависеть от того, как каждый конкретный бизнес всю эту историю проходил. Надо понимать, что часть бизнесов (не только малых, но и средних ) могут просто погибнуть после завершения пандемии. Да, были налоговые каникулы, но не факт, что все одномоментно справятся с тем количеством долгов, которые накопятся (та же аренда). Кому-то поможет финансовая подушка в виде неиспользованных вкладов, недвижимости, а у кого-то такого «подкожного жира» просто нет.

Потом нужно учитывать, что за время пандемии из-за понижения достатка произошли достаточно серьезные изменения потребительского поведения. Если у людей стало меньше доходов, то они будут решать, на чем можно сэкономить. Для тех, кто работает не с предприятиями или какими-то крупными бизнес-структурами, а с услугами это может стать серьезной проблемой. Уже сейчас статистика показывает, что те, кто производит услуги – оказываются сегодня в проигрыше.

Еще одно обстоятельство касается более крупного малого бизнеса. Ситуацию на рынке можно проиллюстрировать таким примером. Представьте, что существуют в одном и то же пространстве и слоны, и кролики. Когда травы много, деревья в саване зеленые – всем хорошо. Но вот приходит засуха. Слоны объедают всю траву внизу, а потом обрывают зелень сверху, имея возможность дотянуться хоботом. А что делать кролику, он просто не допрыгнет. Эта ситуация напоминает мне начало XX века в России, когда российскому капитализму для своего роста нужно было  расширяться, нужны были новые рынки сбыта, а этих рынков не было.

Российскому крупному бизнесу необходимо куда-то расширяться, а в условиях санкций нас никуда не пускают, поэтому он, условно говоря, «подъедает» постепенно внутренний рынок, вытесняя бизнес средний и мелкий (однако это, конечно, не во всех секторах рынка работает).  Ситуация может измениться, если произойдут какие-то подвижки на геополитической арене, это может быть смягчение отношений с Европой, углубление отношений с Азией.

- Но ведь имеются  и  позитивные примеры (да, их немного), когда некоторые бизнесы в коронавирус «расцвели»…

- Да, живой пример могу привести. Знакомый уехал в Москву, занимался неким розничным бизнесом. Санитарные ограничения с первой волной ковида просто это все закрыли, и он лишился дохода. Однако довольно быстро организовал виртуальную школу рисования, где учителя у него преподавали дистанционно. В итоге знакомый стал зарабатывать чуть ли ни в 2-3 раза больше чем до пандемии. Увидеть подобные ниши – отдельный талант. И те предприниматели малого бизнеса, которые этим талантом обладают – для них это история не только кризиса, но и шанс для развития.

Беседовала Анастасия Шохина

Материал опубликован 1.03. 2021 в PolitBook